Славянский Двор

Русская школа Марии Аверьяновой

«Русская школа Марии Аверьяновой» - образовательное учреждение, которое не имеет аналогов в России. На его базе воспитание и образование детей ведется в русском духе. Педагогическая деятельность направлена на возрождение и сохранение культуры и традиций России и ее народа.

Уникальность «Русской школы Марии Аверьяновой» заключается в том, что образовательное учреждение обеспечивает преемственность имперских традиций классического образования в России. Ученики школы глубоко погружены в историю и культуры страны, внедрены в нее.

Дети, обучающиеся в «Русской школы Марии Аверьяновой», получают настоящее, подлинно патриотическое воспитание и качественное образование. В школе особое внимание уделяется дисциплине, веяния новомодной либеральной педагогики не поддерживаются и не принимаются. Воспитание ведется по четкой иерархии, ученики носят форму. Формально «Русская школа Марии Аверьяновой» не считается православным учебным заведением – оно имеет статус общеобразовательного, однако программа включает обязательное изучение основ православной культуры. Дети воспитываются в духе Православия – читают молитвы перед началом учебы. Большая часть учеников «Русской школы Марии Аверьяновой» и их семей исповедуют Православие.

Качественное образование и гармоничное развитие

Патриотический компонент образования и воспитания на базе «Русской школы Марии Аверьяновой» включает глубокое и детальное изучение истории Российского Государства. Ученики принимают участие в проектной работе, в рамках которой предполагается изучение и знакомство с определенными сферами деятельности человека. С момента поступления ребенка в «Русскую школу Марии Аверьяновой» педагоги внимательно наблюдают за ним, профессионально определяют наличие склонностей к изучению тех или иных дисциплин. На основании наблюдений и сделанных выводов родители учеников получают рекомендации по индивидуальному развитию детей.

В «Русской школе Марии Аверьяновой» практикуется индивидуальный подход к каждому ученику, его развитию и образованию. Небольшое количество детей в классе позволяет педагогам эффективно работать, определять талант каждого ребенка, уделять внимание развитию. Ученики «Русской школы» получают базовое образование и к моменту получения аттестата имеют возможности для выбора: выпускники поступают в технические, лингвистические и медицинские вузы, в музыкальные учебные заведения, работают на государственных постах. Педагогическая концепция «Русской школы Марии Аверьяновой» не предусматривает навязывание ребенку какого-либо одного направления развития, обучения и деятельности. Ключевым моментом остается индивидуальность каждого ребенка, его таланты, способности, склонности.

Ученики и выпускники «Русской школы Марии Аверьяновой» - успешные люди. Их успешность измеряется не финансами, но личностными качествами, эрудированностью, спецификой мышления. Каждый ученик школы – состоявшаяся личность.

Педагоги «Русской школы Марии Аверьяновой» придерживаются убеждения: сегодня первостепенная задача для нашего государства – восстановление понятия о порядочности. Стараниями учителей, опытных профессионалов своего дела, идеи нравственности и порядочности возрождаются – они прививаются детям, ученики растут и формируются как взрослые люди, ориентируясь на эти важные идеи.

Образование на базе «Русской школы Марии Аверьяновой» на протяжении всех лет деятельности остается качественным, о чем свидетельствуют победы учеников на олимпиадах, конкурсах, проводимых в различных сферах.

Своей задачей «Русская школа Марии Аверьяновой» видит не только воспитание дисциплинированного ребенка, способного успешно осваивать учебную программу, но также и воспитание порядочного человека, любящего свою страну, своих близких. Педагоги «Русской школы Марии Аверьяновой» тесно взаимодействуют с родителями учеников, что позволяет обеспечивать воспитание в выбранном ключе. Совместными усилиями педагоги и родители вникают и погружаются в жизнь ребенка, получают о ней детальное представление, сохраняют доверие со стороны детей.

История «Русской школы Марии Аверьяновой»

История «Русской школы Марии Аверьяновой» началась в 1991 году, когда образовательное учреждение было официально зарегистрировано под названием «ТОО Школа (лицей) славянских культур». Важно вехой в истории школы стал 2004 год, когда она сменила статус и стала негосударственным общеобразовательным учреждением «Школа славянский культур» (НОУ ШСК). Название «Русская школа Марии Аверьяновой» получила в 2012 году.

На протяжении многих лет школа получает деятельную поддержку со стороны православной общины и митрофорного протоиерея Алексия Аверьянова, ее духовника. Отец Алексий – учредитель, духовник и попечитель образовательного учреждения. Во многом именно благодаря его стараниям и участию школа получила известность как светское учебное заведение, приобрело репутацию.

В «Русской школе Марии Аверьяновой» обучаются, безусловно, не только дети из семей, состоящих в православной общине, но также мальчики и девочки – сыновья и дочери сознательных родителей, желающих воспитывать детей в духе нравственности, традиционности и патриотизма.

В 90-е годы учебное заведение начинало свою деятельность как частная школа, и располагалось в подмосковном поселке Цементного завода. Контингент был непростым, и в таких условиях деятельность школы с уверенностью можно было назвать миссионерской – благодаря учебному заведению люди получали представление о русской культуре, Православной вере, истории. Позднее на базе школы была открыта театральная студия, которая ставила и показывала бесплатные спектакли для жителей Цементного поселка. Представления имели потрясающий успех, сегодня театральная студия при «Русской школе Марии Аверьяновой» - практически полноценная театральная труппа, которой руководит заслуженная артистка России Ольга Михайловна Дзисько. На счету студии – несколько десятков спектаклей, с которыми артисты регулярно выезжают на гастроли.

Изначально в школе уделялось внимание воспитанию патриотизма, любви к Родине – ученики изучали Закон Божий, церковнославянское чтение, вокальное и клиросное пение, фольклор. Были открыты классы игры на народных инструментах, дети разбирали и исполняли народные, казачьи песни. Традицией стали ежегодные летние сборы лагеря «Русь». Такое воспитание, безусловно, приносило и продолжает приносить свои плоды: выпускники «Русской школы Марии Аверьяновой» достойно служат в армии, девочки выходят замуж и становятся многодетными матерями. Многие из выпускников продолжили образование в педагогических вузах и вернулись в родную школу уже в качестве преподавателей.

«Русская школа Марии Аверьяновой» имеет статус негосударственного образовательного учреждения. С момента основания это внебюджетная коммерческая организация – помещения для занятий арендуются, за счет школы в них выполняется ремонт. За собственный счет, а также на средства Попечителей школы и благотворителей, обеспечивается образовательный процесс. Такое ведение образовательной деятельности обуславливает внимательность школы к социальной среде, политике и к экономике России.

Русская культура как основа развития духовной личности

Основатель и бессменный руководитель школы – Мария Алексеевна Аверьянова. Как педагог и патриот, она радеет о восстановлении Русской государственности, и своей задачей видит воссоздание духа Великой Российской Империи. Мария Алексеевна – автор уникальных педагогических методик и технологий.

Основная педагогическая идея «Русской школы Марии Аверьяновой» - «Русская культура как основа развития духовной личности». Приоритетные цели деятельности школы:

• Воспитание нравственной, духовной личности, способной к самообразованию и творческой деятельности, обладающей самобытной культурой мышления, осознающей сокровенную причастность к семье, народу, Отечеству;
• Раскрытие потенциала каждого учащегося через его приобщение к истокам нации, ее истории, культуре и тем ценностям, которые обеспечивали выживание народа в самых тяжких условиях, подготовить его к будущим реалиям.

Задача педагогического коллектива «Русской школы Марии Аверьяновой» - воспитание каждого ученика как деятеля, а не пассивного созерцателя жизни, как патриота своего Отечества, готового служить Государству Российскому, и участвовать в его восстановлении и укреплении, находясь на своем месте.

«Русская школа Марии Аверьяновой» ведет образовательный процесс в инновационном режиме. Она не имеет официального статуса экспериментальной площадки, однако педагоги самостоятельно ищут и выявляют национальный компонент в большей части предметных областей знаний.

Воспитательная работа в «Русской школе Марии Аверьяновой»

Воспитательная работа в «Русской школе Марии Аверьяновой» ведется в нескольких направлениях:
• Духовно-нравственное
• Военно-патриотическое
• Интеллектуально-познавательное
• Культурно-эстетическое
• Детское творчество
• Спортивно-оздоровительное.

Духовно-нравственное направление воспитательной работы

Духовно-нравственное направление - основа всей воспитательной работы, которая проводится на базе «Русской школы Марии Аверьяновой». Это своего рода камень, на котором зиждется воспитание: православие, непреходящая ценность, утверждение земли русской.

Уклад школы совпадает с годовым церковным кругом: двунадесятые праздники проводятся в храме, в зимние каникулы на Святках дети отдыхают, в весенние каникулы дети отдыхают на Пасхальной седмице, соблюдаются все посты. Каждый учебный день начинается и заканчивается молитвой, которую читают школьники.

В учебном расписании «Русской школы Марии Аверьяновой» предусмотрены занятия по литургике, церковно-славянскому языку, основам православной культуры. В рамках воспитательной программы «По Русской земле» проводятся паломнические поездки и экскурсии.

Ученики школы любят отмечать русские народные праздники - Новолетие, Покров, масленица, рождественские торжества: колядки и Вертеп. В рамках программы «Вслед за солнышком» в школе изучаются традиции русской народной культуры: русская песня, игры и танцы, русский костюм.

Сбалансированный учебный план, реализуемый в рамках духовно-нравственного направления воспитания, формирует атмосферу, в которой возрастают настоящие русские люди, любящие Отчизну, русскую землю и культуру, способные защитить православную веру и воспитывать уже своих детей в благочестии. 

Интеллектуально-познавательное направление воспитательной работы

Задача интеллектуально-познавательного направления в «Русской школе Марии Аверьяновой» - воспитание у ребенка стремления к знанию, к поиску начала вещей, смысла происходящего, прогнозирование будущего. Все вместе это закладывает основы для философского мышления.

В соответствии с государственным стандартом, школьная программа дает ученикам базовые знания в различных областях. Интеллектуальное развитие основано на познании красоты, мудрости мироздания. Оно предполагает введение в науку, выбор пути к любимому предмету и возможность учиться с интересом и вдохновением.

В «Русской школе Марии Аверьяновой» для учащихся начальных классов работает интеллектуальный клуб «Эврика», в котором дети изучают логику, информатику, получают азы анализа и синтеза данных, узнают о методах обработки информации – индуктивном, дедуктивным, об абстрактном мышлении. На базе клуба проводятся интеллектуальные турниры по шахматам, скрабблу, конкурсы и викторины.

Ученики «Русской школы Марии Аверьяновой» развивают свой интеллектуальный потенциал на уроках философии, истории русской и мировой художественной культуры, на факультативе по теории вероятностей. Работает «Английский клуб», в котором дети могут совершенствовать знания иностранного языка.

Одно из объединяющих звеньев интеллектуально-познавательного направления - Школьная научная Ломоносовская конференция. Ученики в рамках участия в конференции могут защищать свои научные проекты, выступить с рефератами и докладами по выбранной теме. Младшие школьники участвуют в интеллектуальных викторинах, также защищают проекты. Учителя школы тоже активно участвуют в конференциях предметных недель.

Увлекательное направление воспитательной работы школы - экскурсионно-познавательная деятельность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - принцип, которого придерживаются организаторы поездок. Школьные учебно-познавательные поездки и экскурсии оставляют яркие воспоминания, помогают закрепить полученные знания, способствуют социальному и культурному развитию учеников.

Ученики «Русской школы Марии Аверьяновой» побывали во многих уголках России и зарубежья: Золотое кольцо, Сибирь, Карелия, Санкт-Петербург – северная столица, и матерь городов русских – Киев, земля святого Андрея Первозванного – Шотландия, земля святого Георгия Победоносца – Англия, спортивно-технологичная Германия. В рамках экскурсионных поездок дети передвигаются на поездах, автобусах, теплоходах и самолетах. Во всех поездках осуществляется тщательный присмотр за детьми, обеспечивается медицинское сопровождение. Лучшие ученики школы отправляются в поездки бесплатно

Культурно-эстетическое направление воспитательной работы

Цель воспитательной работы в «Русской школе Марии Аверьяновой» - всестороннее развитие личности учащегося. Эстетическое воспитание буквально пронизывает всю образовательную систему – начиная с оформления доски к уроку и заканчивая проведения культурных мероприятий внешкольного масштаба.

Эстетическое воспитание в «Русской школе Марии Аверьяновой» базируется на следующих принципах:
• Содержание – в основе величайшие достижения русской национальной культуры, народной (церковной) и дворянской (светской).
• Форма - принцип погружения в эстетическую среду соблюдается на всех этапах, начиная с оформления доски к уроку, требований к ведению школьной документации, внешнего вида учащихся, и заканчивая содержанием и формой культурно-эстетических мероприятий.
• Сверхзадача - через высокий уровень эстетики в школьном окружении и содержания мероприятий к развитию активно-творческого, целостно-эстетического восприятия мира учащимися. Ведется постоянная работа над развитием художественного вкуса.
• Тема – проводятся ежегодные тематические праздники и мероприятия. Каждый учебный год посвящен определенной теме, связанной с юбилеями деятелей истории, культуры.
• Идея - духовно-нравственное совершенствование через эстетическое воспитание.
• Эстетическое воспитание - часть общешкольной воспитательной системы, оно тесно связано с духовно-нравственным, спортивно-оздоровительным, интеллектуально-познавательным, военно-патриотическим, направлениями.

Русский философ И.А. Ильин в своем труде «Путь духовного обновления» писал: «Воспитание детей есть пробуждение их  бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепления в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов (…) Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду к подвигу, волю к качеству – были национальными». Этого принципа придерживаются в «Русской школе Марии Аверьяновой».

Школа – светское учебное заведение, однако в основу ее образовательной и воспитательной деятельности положена русская духовная идея: Россия зиждется на Православии. Дети посещают храм, учебный год формируется в соответствии с годовым церковным кругом. Например, в период Великого поста не проводятся увеселительные мероприятия, однако дети выезжают на экскурсии, проводятся поэтические вечера. На Рождество устраиваются балы, а на пасхальную неделю планируются праздничные многодневные поездки по городам России или зарубежья, причем, поездки обязательно соответствуют тематике учебного года.

В «Русской школе Марии Аверьяновой» действуют комплексные программы эстетического воспитания:
• «Вслед за солнышком» - русская «народная» педагогика, русские народные праздники на основе церковного календаря.
• «Бальный клуб» – дворянское воспитание, бальная культура, этикет.
• «По Русской земле» – программа экскурсионной деятельности, которая тесно связана с духовно-нравственным направлением и паломническими поездками (духовное краеведение). В этой программе особое внимание уделяется восстановлению усадьбы Плещеево, рядом с которой находится школа.

В рамках спортивно-оздоровительного направления открыт и ведет работу спортивный клуб «Соколы», в котором дети овладевают японским искусством владения мечом кендо, эстетикой движения. Работают творческие объединения и кружки внеурочной деятельности культурно-эстетической направленности:
• Объединение декоративно-прикладного творчества «Параскева» и «Уютный дом» (народная культура);
• Музыкальное отделение - вокальный ансамбль, вокал, сценическая речь.

Эстетику духовной жизни ученики школы постигают на занятиях внеурочной деятельности по литургике, где изучают архитектуру храма, ход церковных богослужений, символику церковной живописи и музыки, церковнославянский язык.

В предметной среде, помимо уроков по искусству (музыка, изобразительное искусство, литература), ведется преподавание истории русской культуры, мировой художественной культуры, основ православной культуры, духовного краеведения Подмосковья. Разработан курс для начальной школы «Родная земля» с элементами народоведения, в рамках которого изучаются теоретические основы русского быта.

В период летних каникул «Русская школа Марии Аверьяновой» проводит летний лагерный сбор в Калужской области. Ученики погружаются в эстетическую атмосферу русской природы, посещают музеи, посещают и ведут совместную работу с домами творчества, участвуют в культурно-эстетических мероприятиях.

Спортивно-оздоровительное направление воспитательной работы

Основная задача спортивно-оздоровительного направления – охрана и укрепление здоровья детей, их физическое совершенствование. Одна из важнейших составляющих этого направления - развитие лапты как русского национального вида спорта.

Занятия физкультурой в «Русской школе Марии Аверьяновой» для каждого класса проводятся три раза в неделю, в рамках программы государственного стандарта для I и II групп здоровья. В период промежуточной аттестации ученики сдают нормативы по программе.

На базе спортивного клуба «Соколы» проводятся занятия по таким видам спорта:
• Лапта – вид спорта с использованием биты и мяча. Русская национальная командная игра развивает меткость, ловкость, скорость, координацию движений, позволяет выявлять и укреплять лидерские качества, командный дух. Играть в нее могут как мальчики, так и девочки. Занятия проводятся каждую неделю, в сентябре-октябре и в мае устраиваются общешкольные турниры.
• Хоккей – зимой, когда на катке появляется устойчивый лед, проводятся соревнования для мальчиков и юношей. Для участия в играх необходима специальная экипировка: клюшка, хоккейные коньки, специальная форма с защитой, обязателен шлем.
• Кендо – японское спортивное искусство владения мечом, в переводе на русский означающее «путь меча». Это древнее искусство во многом похоже на традиционный русский бой на мечах, которым владели наши предки. Занятия кендо развивают стратегическое мышление, концентрацию, точность, координацию движений, хладнокровие. Заниматься кендо могут мальчики и девочки.
• Стрельба – проводятся сезонные соревнования для школьников для развития меткости и точности.

В период подготовки к Святочному балу в «Русской школе Марии Аверьяновой» проводятся обязательные занятия по бальным танцам – не менее четырех занятий. В рамках загородного летнего лагеря ученики участвуют в комплексных мероприятиях, укрепляющих здоровье, в спортивных соревнованиях по лапте, футболу, волейболу, пионерболу, стрельбе.

Элитарное образование в классических традициях

«Русская школа Марии Аверьяновой», бережно сохраняя атмосферу детства, воспитывает и развивает ребенка в соответствии с его индивидуальными и природным способностям. И этот сложный и деликатный педагогический процесс возможно осуществить только при взаимодействии родителей, учащихся и учителей.

Школа стремится к элитарности в образовании, поэтому в классах - не более 8 учеников. Такая камерность способствует формированию семейной атмосферы, помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, что особенно важно и приоритетно.

В «Русской школе Марии Аверьяновой» предоставляются образовательные услуги Федерального Государственного образовательного стандарта по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ведется преподавание по дополнительным образовательным и воспитательным программам. Для детей дошкольного возраста организованы занятия по подготовке к школе. При поступлении в школу проводится собеседование с директором. При переводе из другой школы проводится тестирование по русскому языку, математике и английскому языку.

Патриотическое воспитание в «Русской школе Марии Аверьяновой» приоритетно. Это серьезный и важный шаг в направлении восстановления Российской государственности, укрепления позиции России в международных отношениях. Искренняя, неподдельная любовь к своему Отечеству, ясное понимание роли страны в мировой истории дает людям, а значит, и государству, шанс на процветание.

Задача «Русской школы Марии Аверьяновой» - не только сохранить детей и дать им отличное, качественное образование, но и заложить основы нравственного фундамента. Будущее – за людьми с заложенными основами нравственности, умеющими мыслить нетривиально и создавать идеи. Именно таких людей воспитывают в «Русской школе Марии Аверьяновой» - даже будучи детьми они умеют формулировать идеи и передавать их.  

Возрождать классическое и традиционное образование в России необходимо, ориентируясь на опыт «Русской школы Марии Аверьяновой» - уникального учебного заведения, в котором подрастающее поколение воспитывается в русском духе, в атмосфере бережного сохранения великой культуры и традиций русского народа.

Опыт «Русской школы Марии Аверьяновой» уникален и безусловно заслуживает того, чтобы его изучать, распространять и использовать на практике в других учебных заведениях России. Через Фонд содействия просвещению и образованию «Русский наследник» учебное заведение готово делиться своим успешным опытом с директорами школ, педагогами, желающими его перенимать и применять на практике.