18+

Славянский Двор

О СВЯТОСТИ ГОСУДАРЯ ИОАННА IV

Человеческая история во многом состоит из мифов и легенд. Одни дошли до нас из глубокой древности, другие – складывались буквально на наших глазах путем подлогов, клеветы и фальсификаций. Один из самых устоявшихся и злобных мифов, взращенный на страхе и ненависти к России, это миф о якобы невероятной жестокости Благочестивого Царя, первого Помазанника Божиего на Русском престоле, Государя Иоанна IV Васильевича Грозного. Государь Иоанн IV – одна из самых оклеветанных фигур в мировой истории, как и период его царствования.

Но вот свидетельства, основанные на подлинных исторических документах, которые еще раз доказывают, что новой России не просто есть на что опереться в прошлом. Россия может гордиться своими героями, правителями, тружениками, каждый из которых шел по своему пути к святости.

«Обретение святого телеси вели­­­комученика Царя Иоанна»

Традиционное народное почитание святого великомученика Царя Иоанна IV Васильевича засвидетельствовано средневековыми письменными источниками. Святцы Коряжемского Николаевского монастыря, составленные в 1621 году, содержат одну чрезвычайно интересную запись. Под 10 июня в святцах сказано: «обретение святого телеси великомученика Царя Иванна». Подобного дня памяти нет более ни в каком другом месяцеслове, что, безусловно, обращает на себя внимание и требует исторического комментария. 

Коряжемский монастырь ведет свою историю с 1535 года, когда иноками Лонгином Коряжемским и Симоном Сойгинским здесь, близ впадения реки Коряжма в реку Вычегда, в 15 верстах от Сольвычегодска, была поставлена келия для пустынножительства. Вскоре ими была сооружена часовня во имя святителя Николая Чудотворца, откуда новая обитель и получила название Коряжемская Николаевская. 

Царь Иоанн IV Васильевич стал первым и самым щедрым благотворителем Николаевского Коряжемского монастыря, наделив его имениями, угодьями и вотчинами. В 1547 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич дарует игумену Николаевского Коряжемского монастыря Вассиану с братией жалованную тарханно-оброчную и несудимую грамоту. По жалованной грамоте за обителью закреплялись «пустые неписменные и нетяглые места» по реке Коряжемке и несколько слобод. Царской жалованной грамотой монастырь освобождался от различных податей и повинностей и, что особенно важно, от подсудности устюжским наместникам и волостелям. 

Известный русский агиолог архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Иван Александрович Спасский) в своем фундаментальном труде «Полный Месяцеслов Востока» специально отмечал, что святцы Коряжемского монастыря уникальны по своей полноте и количеству дней памяти. Они включают, как отметил архиепископ Сергий, многие дни памяти, не известные в других церковных календарях. В свое время историк Русской Церкви, профессор Московской Духовной академии академик Евгений Евсигнеевич Голубинский, комментируя запись Коряжемских святцев об «обретении телеси Царя Ивана», отметил, что «под Царем Иваном, конечно, разумеется Грозный, умерший 18 марта 1584 года.

Какое разумеется обретение его тела, не знаем; во всяком случае не совсем ожиданно, что Грозный внесен в каталог святых».

Таким образом, Коряжемские святцы как уникальный памятник средневековой письменности и исторический документ играют ключевую роль в вопросе о канонизации первого Русского Царя Иоанна Васильевича. 

Безусловно, венчание на Царство Иоанна IV Васильевича в 1547 году было центральным событием этой важной для русской истории эпохи. Этим актом Русское государство наследовало идею Православной Империи у сошедшего с исторической сцены Греческого Царства и принимало на себя груз ответственности за судьбу всего православного мира. Таким образом реализовывалась идеология «Москва – Третий Рим». Вскоре после венчания на Царство, в начале 1560-х годов, Иоанн VI Васильевич получает из Константинополя благословение патриарха. Одновременно с этим на Русь был прислан текст «Чина венчания на Царство» Ромейских Императоров, на основе которого была составлена русская редакция Чина, включающая обряд помазания миром и возглашение Царя святым.

Очевидно, что запись в Коряжемских святцах о Царе Иване нуждается в комментарии. Смысл фразы «обретение святого телеси»  –  это обретение святых мощей. Как правило, это процесс эксгумации останков, их освидетельствования и перенесения в храм для всеобщего почитания. Одновременно с этим происходит и канонизация. В память об обретении мощей устанавливается отдельный день памяти святого. Так, например, 31 мая (13 июня) отмечается день памяти перенесения мощей святителя Филиппа митрополита Московского, современника Царя Иоанна Васильевича, из Соловецкого монастыря, где он был захоронен в 1591 году, в Москву. Произошло это уже в 1652 году при Царе Алексее Михайловиче, то есть через 83 года после смерти святителя.
Часто день памяти святого и день обретения его мощей совпадают. Так, 23 мая отмечается празднование святителю Леонтию Ростовскому в день обретения его мощей.

В житии святителя Леонтия Ростовского формулировка в этом случае аналогична записи в Коряжемских святцах: «месяца маиа в 23 день обретение честнаго телеси святаго святителя Леонтиа епископа ростовьскаго чюдотворца». То есть запись в Коряжемских святцах говорит нам о том, что 10 июня произошло обретение мощей Царя Иоанна IV Васильевича. Однако исторические хроники и летописи не донесли до нас никаких свидетельств об этом событии. 

Неоднократно предлагалось связать запись Коряжемских святцев с каким-либо другим Царем Иоанном, прославленным в лике святых. Однако это оказывается невозможным. Попытка отождествления записи святцев с сербским князем начала XI века святым Иоанном-Владимиром осложнена рядом противоречий. На современном этапе исследований можно утверждать, что до рубежа XVII–XVIII веков почитание этого святого мученика в России отсутствовало. И, соответственно, в Коряжемские святцы, составленные в 1621 году, он попасть не мог. Попытка соотнесения записи святцев с сербским Королем (Деспотом) конца XV – начала XVI века Иоанном, сыном Стефана Бранковича, также неудовлетворительна, поскольку этот святой фигурирует только в лике «блаженный» либо «праведный», но не «великомученик».

Кроме того, дни памяти Иоанна-Владимира Сербского (4 июня н. ст.; 22 мая ст.ст.) и Иоанна Бранковича (23 декабря н. ст., 10 декабря ст. ст.) не совпадают с приведенной датой Коряжемских святцев (10 июня). 

Таким образом, несмотря на ряд не разрешенных до сих пор вопросов, представляется целесообразным вернуться к мнению Е. Е. Голубинского о том, что запись в Коряжемских святцах относится именно к Русскому Царю Иоанну IV Васильевичу. Известны средневековые иконы и фрески, на которых сохранились изображения Царя: фреска Грановитой палаты Московского Кремля (конец XVI в., реставрирована в XIX в.), фрески в алтаре Успенского собора Свияжского Успенского монастыря (середина XVI в.), фреска в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря (XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в.) и ряд других списков икон Тихвинской и Владимирской Божией Матери; икона «Церковь воинствующая» (середина XVI в.) из Успенского собора Московского Кремля (в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее). 

Древние фрески Грановитой палаты, построенной в конце XV века, были утрачены в начале XVIII века. Однако незадолго до этого, в 1672 году, Симон Ушаков составил подробную опись фресок и расшифровку надписей. В 1881 году палехские иконописцы братья Белоусовы восстановили фрески, пользуясь описью Ушакова. Роспись Успенского собора в Свияжске была создана, по разным версиям, либо в середине XVI века, либо на рубеже XVI–XVII веков. В алтаре размещена фреска «Шествие праведных в рай», схожая по композиции с аналогичным сюжетом преподобного Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. На свияжской фреске среди праведников изображены Царь Иоанн Васильевич и митрополит Макарий – они замыкают шествие. На сегодняшний день свияжская фреска – одно из древнейших сохранившихся изображений Царя Иоанна IV Васильевича. 

Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря был построен в 1491 году. На сохранившейся здесь древней фреске Иоанн IV Васильевич изображен с нимбом. С венчанием Иоанна Васильевича на Царство в 1547 году связаны клейма Тихвинской
иконы Божией Матери из Благовещенского собора Кремля. Основным изображением среди этих клейм является сцена, где Великий Князь Василий Иванович и Царь Иоанн Васильевич с митрополитом Макарием и «народом» предстают в молении к иконе Божией Матери Тихвинской. Таким образом, во время венчания на Царство подчеркивалось покровительство Тихвинской иконы Божией Матери Московским Государям и всему Русскому государству. 

Аналогичные изображения Царя также присутствуют на нескольких клеймах других списков Тихвинской иконы Божией Матери: на иконе 1680 года из церкви Божией Матери Одигитрии в Калуге; на иконе 1560-х годов из Успенского собора в Дмитрове; на иконе 1678 года из Тихвинского Богородицкого монастыря.

К концу XVI века относится клеймо "Моление Царя Иоанна Васильевича с сыновьями" на иконе одного из храмов московского Преображенского кладбища. Здесь Царь изображен с нимбом, молящийся с сыновьями Федором и Дмитрием перед иконой Владимирской Божией Матери. 

Предположительно, Иоанн IV Васильевич изображен на одном из клейм Владимирской иконы Божией Матери XVII века, находящейся в Даниловом монастыре. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая») написана около 1560 года в память о Казанском походе 1552 года. Вероятный ее автор – протопоп Благовещенского собора Кремля Андрей (с 1564 г. – митрополит Московский Афанасий). Икона находилась у южных врат Успенского собора Кремля возле Царского места.

В центральной части иконы изображено воинство, состоящее из святых и Великих Русских Князей, среди которых исследователи идентифицируют Димитрия Донского, Александра Невского, Довмонта Псковского, святых Бориса и Глеба и других. В центре
этого воинства выделяется фигура с крестом в руках, отождествляемая с Великим Князем Владимиром Мономахом либо Императором Константином Великим. Возглавляет воинов Царь Иоанн Васильевич на коне со стягом в руке, следующий непосредственно за Архангелом Михаилом.

Авторы статьи: Павел Петин, Александр Фетисов