18+

Славянский Двор

ЕГЭ: УДАР ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ЭКОНОМИКЕ

Анастасия Аверьянова, Директор Фонда Целесообразность проведения в России ЕГЭ широко обсуждается уже не первый год, против этой системы приводятся весомые аргументы. Какие из них заслуживают особого внимания и почему ЕГЭ опасен не только для образования, но и для экономики государства?

ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ЕГЭ

Система, на которой базируется ЕГЭ, уже практически «забракована» на западе, однако в России ее продолжают внедрять со странным упорством. Начиная с 2009 года ЕГЭ имеет статус обязательной формы государственной аттестации для каждого российского выпускника, а вузы, в свою очередь, обязаны принимать его результаты и зачитывать их в качестве вступительных испытаний. Лишь некоторые вузы России, в числе которых – МГУ, обладают правом проведения вступительных испытаний дополнительного характера, они проводятся по профильным дисциплинам.

С 2001 года эксперимент по введению такого новшества проводит Министерство образования РФ. На протяжении всех прошедших лет педагоги, родители учащихся, научные деятели, специалисты неоднократно выражали открытые протесты против ЕГЭ, которые ведомство игнорировало. В протестах предупреждали: ЕГЭ и система, на которой он базируется, снизит качество школьного образования, причем, необратимо.

Система проведения тестирования, в соответствии с которой российские школьники сдают ЕГЭ, фактически заимствована из зарубежной практики. За границей она применяется давно, однако зарекомендовала себя не с лучшей стороны. Так, во многих зарубежных странах есть целые движения, выступающие против этой системы, а в Испании от нее вовсе отказались. Что касается России, то на внедрение системы ЕГЭ в школах было потрачено более 3 млрд рублей. Эти средства пошли преимущественно на формирование и оснащение информационно-ресурсных центров, на переподготовку преподавателей под проведение ЕГЭ. Вероятно, с целью оправдания столь внушительных трат Министерство образования и науки РФ, несмотря на факты и очевидные доказательства, по-прежнему настаивает: в штатный режим ЕГЭ проходит безболезненно, соответствующий эксперимент завершен успешно.

СОМНИТЕЛЬНЫЕ ДОСТОИНСТВА ЕГЭ

В соответствии с замыслами разработчиков и создателей, в рамках ЕГЭ осуществляется оценка знаний, а также способностей школьников более объективно по сравнению с традиционными форматами экзаменов, что, в свою очередь, снижает риск коррупции при поступлении в высшие учебные заведения. Также сторонники ЕГЭ настаивают: система упрощает процесс поступления в вузы для абитуриентов, проживающих в сельской местности и в удаленных от столицы регионах. Иными словами, школьник, без необходимости тратить средства на поездку в крупный город, может направить заявление в любой вуз, приложить к нему документы о результатах сдачи ЕГЭ по почте либо посредством сети интернет. В то же время, в таком формате можно подавать заявления сразу в несколько вузов. Сами вузы получают возможность проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ абитуриентом через Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ.

Впрочем, практически все перечисленные выше идеи оказываются от идеала довольно далеки. Неоднократно подчеркивалось, что в России до сих пор нет и не было официально подведенных и подтвержденных результатов эксперимента по введению ЕГЭ. Фактически, однажды появилось заявление о том, что эксперимент якобы удался – но без подробностей и доказательств.

КОРРУПЦИЯ И НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ КАК РЕАЛЬНОСТЬ ЕГЭ

Тот факт, что ЕГЭ необъективен, признается открыто, причем, на самых высоких уровнях. Цифровая обработка, как продемонстрировал эксперимент по внедрению ЕГЭ, далека от идеала. Однако российские чиновники упорно отрицают факт, который уже давно считается очевидным – «утечки», происходящие каждый год. В ряде регионов России и населенных пунктов по итогу демонстрируются вполне высокие результаты, но объясняется это вовсе не соответствующим уровнем знаний у учеников, но отдаленностью от столицы и отсутствием необходимого контроля. К примеру, в 2021 году по количеству участников ЕГЭ, которые набрали более 200 баллов по трем предметам, 78-е, предпоследнее место среди российских регионов занял Санкт-Петербург, а последнее место заняла Ленинградская область. На первом месте – Республика Марий-Эл. И никто не может ни опровергнуть, ни подтвердить корректность таких результатов.

Как утверждают власти, одна из целей ЕГЭ – исключение риска коррупции. Фактически же, как отмечают эксперты, новая система оценки знаний только ухудшает ситуацию с коррупцией в образовании. В жестких и сложных условиях, в которых волей Министерства образования оказались выпускники российских школ, уровень коррупции при поступлении в высшие учебные заведения в скором времени может составить порядка 5 млрд долларов. ЕГЭ фактически обусловил появление целого сектора мошенников – они зарабатывают баснословные деньги на производстве, распространении тестовых заданий.

Сфера ЕГЭ буквально пронизана коррупцией. Немало жалоб можно услышать по поводу сумм, которые родители выпускников буквально вынуждены платить, и в то же время нет ни одного возбужденного дела по факту коррупции.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Возможность посредством ЕГЭ сравнить шансы абитуриентов из провинции и столичных регионов очень сомнительна. Эксперты подчеркивают: для подготовки школьника к сдаче ЕГЭ учитель должен и сам знать свой предмет на «отлично». Необходимы курсы повышения квалификации, причем, проходить их учителя должны не один раз в пять лет, но чаще. В регионах России необходимо наладить переподготовку учителей, однако это очень сложно – главным образом, по финансовой причине, а также из-за малого числа педагогов, ведь учителя, который уходит на переподготовку, некому будет заменить.

Кроме того, сдача ЕГЭ в регионах, в небольших городах и селах, обусловлена целым рядом сложностей технического характера. Часто школьникам приходится преодолевать внушительные расстояния в пути от места их проживания. В Волгоградской области для сдачи ЕГЭ по физике, иностранному языку школьники вынуждены добираться до соседнего района и тратить на дорогу около трех часов, оплачивая ее самостоятельно, тем более что прямых автобусных рейсов нет. По этим причинам школьники нередко отказываются сдавать экзамены: сумма в 1,5 тыс. рублей для сдачи трех экзаменов – для многих семей это серьезные расходы.

Техническая безупречность ЕГЭ, о которой часто говорят чиновники, крайне сомнительна. В 2022 году под угрозой оказалось проведение ЕГЭ на Алтае и в Красноярском крае – по причине аварии спутника «Экспресс-АМ2»: труднодоступные населенные пункты имели возможность получить задания экзамена только в электронном виде, тогда как доступ в интернет в регионах обеспечивался спутником, который вышел из строя. К счастью, в тот раз срыва экзамена не допустили, но нет никакой гарантии того, что это не повторится вновь.

БЕЗ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЕГЭ вызывает у учеников серьезный стресс – гораздо более тяжелый, чем в случае с выпускными экзаменами, которые проводятся в традиционном формате. Дело в том, что от результатов ЕГЭ зависит не только аттестат и его баллы, но и в принципе шанс на получение высшего образования. В то же время, на основе результатов за 2021 год, ЕГЭ не в состоянии сдать каждый четвертый российский школьник. Оценки «неудовлетворительно» за ЕГЭ по математике получили 23,5% выпускников, по литературе – 25% школьников. В 2022 году по результатам пробного ЕГЭ по математике в Санкт-Петербурге, как заявили в Региональном центре оценки качества образования, с заданиями не смогли справиться порядка 20% участников. Впрочем, как считают учителя, в том числе, преподающие в физико-математических школах, число тех, кто фактически провалил аттестацию, доходит до 70%. Все эти школьники могут закончить школу не с аттестатом, но со справкой. В кризисных условиях тех, кто не сможет сдать ЕГЭ, ждет не самое перспективное будущее – они не будут иметь возможности ни для учебы, ни для работы.

Эксперты убеждены: нужно исключить из российского законодательства положение о минимальном количестве баллов по ЕГЭ, так как оно неконституционно. В соответствии с этим положением, школьник, который сдал два обязательных экзамена, но не сдал необязательные экзамены, в любом случае получает на руки аттестат об окончании школы, однако в вуз он с такими результатами поступить не сможет.

ЕГЭ существенным образом ограничивает право на получение высшего образования. В текущей ситуации выпускник, который не смог преодолеть конкретный процентный порог по результатам экзаменов, лишается права на обучение в вузе в принципе, причем, даже на платной основе. И у тех, кто не смог сдать ЕГЭ, остается только один путь – обучение в колледже для получения права поступать в вуз без ЕГЭ, сразу на второй либо на третий курс по выбранной профильной специальности. Те, кто не смог пройти конкурс по баллам в государственный вуз, могут обучаться платно или поступить в коммерческий институт.

ЕГЭ РАЗРУШАЕТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Чиновники, впрочем, соглашаются с тем, что путь упрощения тестов ЕГЭ неизбежен. Однако несложно спрогнозировать, что в таком случае ждет российское образование, и какое качество оно в перспективе приобретет. Уже сегодня преподаватели российских вузов открыто говорят о том, что уровень образования абитуриентов стал крайне низким. Во всех российских университетах сегодня практикуется проведение дополнительных занятий на первом и втором курсах – для того, чтобы вывести студентов на нормальный, удовлетворяющий преподавателей уровень. Руководители ведущих вузов страны многократно заявляли о том, что результаты ЕГЭ нельзя использовать для оценки уровня подготовки абитуриентов.

И педагоги, и эксперты в области науки утверждают: система, на которой базируется ЕГЭ, фактически подменяет процесс получения образования банальной дрессировкой и оболванивает школьников. Просвещение, подчеркивают они – не просто образование, сводящееся к набору тестов и вопросов формата кроссвордов.

Конечно, ЕГЭ спектр проблем в сфере российского образования не ограничивается, но именно ЕГЭ позволяет особенно объемно увидеть провалы в системе и прийти в ужас. Эксперты протестуют против превращения школьников в подобие роботов, которые слепо следуют техническим требованиям. Такой подход просто купирует мыслительный процесс.

В разумных пределах практика тестирования, убеждены эксперты, допустима, например, в рамках оценки знаний школьника по точным наукам. Но преподаватели математики и физики напоминают: такая практика обрубает живую мысль, и называют ЕГЭ ударом по элитному образованию и по схеме подготовки так называемой национальной элиты, по системе развития талантов для лучших вузов страны. Эксперты, изучая проблему ЕГЭ в узком аспекте, открыто признают – на систему образования он оказывает негативное воздействие. Опыт демонстрирует: совмещение реализации системы творческого развития детей с «дрессировкой» детей, что практикуется в рамках ЕГЭ, значительно снижает эффективность системы, которая отрабатывалась многими десятилетиями, и демонстрировала высокие показатели. У экспертов не осталось сомнений в том, что введение ЕГЭ в качестве единой и обязательной формы аттестации школьников наносит реальный ущерб элитному образованию и развитию талантов в сфере точных наук.

В сфере гуманитарных предметов складывается аналогичная ситуация. Так, оценить знания школьника по истории, литературе с необходимой точностью фактически невозможно. Многие педагоги называют ЕГЭ по литературе преступлением и настаивают, что его необходимо отменить. Они подчеркивают: литературу нельзя формализовать. Необходимо работать с каждым ребенком индивидуально, равно как и с каждым классом. Детей нужно учить думать над тем, что они прочитали, а не угадывать ответы на вопросы.

УДАР ПО ЭКОНОМИКЕ

Тестовый формат ЕГЭ фактически меняет ориентацию системы образования с предоставления навыков самостоятельного обучения и знаний на практику зазубривания ответов на вопросы. Электронное тестирование, которое внедряется в вузах, «работает» на аналогичный результат, что только довершает «дело», начатое ЕГЭ. Соответственно, достойный специалист выходит из системы образования не благодаря машине тестов, но, скорее, вопреки этой машине.

Эксперты не без оснований считают, что ЕГЭ открыто вредит не только всей системе образования, но также и экономике России. Кризис определил достаточно низкий уровень компетенции большей части сотрудников компаний страны, а руководящее звено продемонстрировало свою слабость. В преддверии кризиса складывалось представление о том, что экономике в первую очередь необходимы узкопрофильные специалисты, у которых нет «посторонних» знаний и компетенций.

Для того, чтобы выйти из кризиса, нужно многое изменить в образовании. В частности, необходимы изменения в системе организации производства, управлении. Это не представляется возможным без подготовки внушительного количества профессионалов принципиально нового качества. Место, которое сегодня занимает узкопрофильный специалист, займет сотрудник, у которого есть разносторонние знания. Основная проблема, убеждены эксперты, заключается не в дефиците тех или иных навыков, но в общей слабости уровня психологической и индивидуальной подготовки сотрудников.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

В борьбе победу пока одерживают чиновники, настаивающие на ЕГЭ и его якобы преимуществах. Однако участники споров занимают заведомо неравные позиции. В числе противников ЕГЭ есть известные ученые, педагоги, общественные деятели, которые доказывают вред системы, приводя весомые аргументы, отмечая ее пагубное воздействие на подготовку школьников и на перспективы системы образования в России. Что касается сторонников, то они не приводят убедительные аргументы и не озвучивают официальные результаты оценки результатов этого эксперимента.

Некоторые общественные деятели открыто призывают к борьбе с использованием доказательств, настаивают на необходимость предоставления всесторонней и достоверной информации о последствиях ЕГЭ. Рано или поздно эта информация сработает, и ЕГЭ отменят. Совет Федерации уже внес в Госдуму предложение перевести ЕГЭ в статус альтернативного, однако в Министерстве образования и науки настаивают на возможности введения в скором времени так называемого «малого ЕГЭ» для девятиклассников. Практику сдачи экзаменов в формате ЕГЭ могут ввести в российских педагогических вузах.

Опыт зарубежных стран демонстрирует, что тестирование полезно, но в разумных пределах, если оно используется в качестве не основы всего процесса, но в качестве элемента. Впрочем, сторонники ЕГЭ в России продолжают настаивать: единственная проблема – технические ошибки, и утверждают, что системных ошибок нет. Они не признают, что способность думать и умение проставлять галочки – это вещи разного порядка.

Рано или поздно ЕГЭ ждет фиаско – придется признать очевидный факт: система разрушает образование в России и представляет социальную опасность.

Аверьянова Анастасия Алексеевна, Директор Фонда содействия просвещению и образованию "Русский Наследник"