18+

Славянский Двор

Святителя Спиридона Тримифунтского Литургия в «Русской школе Марии Аверьяновой»

2018.12.25

Святителя Спиридона Тримифунтского

Литургия в "Русской школе Марии Аверьяновой"

Поздравляю вас, уважаемая Мария Алексеевна, дорогие учащие и учащиеся, с днём памяти Святителя Спиридона, Тримифунтского чудотворца ( +348 г от Р. Х. ).

Святой Спиридон родился на острове Кипр, в деревне Аския, в благочестивой семье тружеников в 270 году и с детских лет пас овец, он отличался простотой, доброжелательностью к людям и своим удивительным стремлением к Богопознанию.

В молодости святой Спиридон был женат на прекрасной и целомудренной девушке, которая подарила ему дочь Ирину, немного прожив в браке, он овдовел, но не упал духом, не отчаялся, но напротив, устремился к совершенной евангельской жизни, за что был удостоен от Господа Бога дара прозорливости и чудотворения - исцелял неизлечимые болезни и изгонял бесов.

Кипрской Церковью Святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта, его кафедра находится в 6 км от родной деревни Аския и в 12 км от Никосии.

Спустя семнадцать веков, в 1974 году, демоническая злоба превратила Тримифунтский кафедральный собор Святителя Спиридона, ( ныне селение Треметусия, район Ларнаки ), в турецкую казарму, а древние иконы и манускрипты, повествующие о жизни и чудесах Святителя Спиридона, хранившиеся в храме, были утрачены.

Служение Святителя Спиридона пришлось на удивительную эпоху, время правления Святого Равноапостольного Царя Константина I Великого ( 324 - 337 ) и его Августейшего сына Констанция ( 337 - 361 ), когда на смену зиме язычества пришла прекрасная весна христианства - Эра Богомладенца Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии.

Дряхлеющая языческая цивилизация, утратившая любовь к Божественной мудрости и красоте человека, в надежде удержать власть над миром в своих руках, стремилась поглотить юную Церковь Христову, которая дерзновенно благовествовала наступление нового Царства Христовой Правды.

Вечная память, дорогие мои, подвигу веры и мужества Двадцати тысячам Никомидийских мучеников, которые были сожжены по приказу императора Максимиана ( 284 - 305 ) в день праздника Рождества Христова 302 года, подвигу святого великомученика Георгия Победоносца, усеченного в главу по приказу императора Диоклетиана ( 284 - 305 ) в 303 году, святого великомученика и целителя Пантелеимона в 305 году и множества других Святых Христовых Мучеников - мужчин, женщин и детей.

Напомню, что ужасная болезнь, от которой умер Царь Ирод, мучила императора Максимиана, изможденный страданиями, он дал обещание восстановить сожженную в Никомидии церковь и 30 апреля 311 года издал Указ о веротерпимости, в котором были такие важные слова: ‘’Мы дозволяем христианам свободно исповедовать их религию и собираться для молитвы без опасений’’.

Император Максимиан, как заговорщик, был приговорён к смерти, он выбрал Иудину смерть и повесился в Марселе.

После позорной смерти Максимиана, его имя было стёрто из всех государственных записей, а его изображения были уничтожены.

История Римской Империи дала хороший урок узурпаторам власти и казнокрадам, которые могли только мечтать о спокойной частной жизни на морской вилле - система Домината давала отставному тирану только одно право - право выбора вида самоубийства, за которым душу тирана ожидал ад забвения и вечных мук.

Император Константин Великий, накануне своей битвы в Максенцием, по свидетельству его биографа Евсевия Кесарийского, молясь Богу о даровании ему победы, «собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста, с надписью: "Сим побеждай!"

Это зрелище объяло ужасом Императора Константина и все войско, который долго размышлял о нем, пока не наступила ночь и тогда, во сне, явился ему Господь Иисус Христос и повелел ему сделать знамя, подобное виденному на небе, для защиты от врагов.

На свет истории явился Лобарум Константина, под сенью которого император осуществил свой личный подвиг Богопознания и явил верность Господу Иисусу Христу.

Миланским Эдиктом 313 года Император Константин Великий положил основание юридическому равноправию христианских общин с другими религиозными сообществами, а при Императоре Юстиниане I ( 482 - 565 ) оформилось учение о симфонии священства и царства, что определило ход человеческой истории до Паки Пришествия Христова.

В эту героическую эпоху, Святитель Спиридон Тримифундский, с детства одаренный Благодатью Божией, с чрезвычайной силой открыл тайну Троической природы Божества, открыл и тайну Божественной природы человека.

В 325 году под Византией, в местечке Никея, под председательством Императора Константина Великого, собралось 318 святых отцов, которые имели суждение о нашей святой Православной вере.

Они сформулировали основы Святого Православия, что есть условие вхождения в Жизнь Вечную, отвергли ересь Ария, который искаженно учил о Троической Божественной Природе, установили празднование Святой Пасхи и Воскресного дня, размежевались с иудеями.

Полемику с Арием, мнение которого представлял опытный оратор и знаменитый философ Евлогий, завершило выступление Святителя Спиридона Тримифунтского.

Святитель явил против ариан наглядное доказательство Единства и Единосущия Лиц Святой Троицы, он взял в руки глиняную черепицу и стиснул её: из черепицы вверх поднялся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках Тримифунтского чудотворца: «Се три стихии, а плинфа ( черепица ) одна, сказал Святитель Спиридон, так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».

Во время правления Императора Константина Великого, христиане составляли около 10 - 15 % населения империи, поэтому точное свидетельство о Божественной Природе, со сверхъестественной аргументацией Святителя Спиридона Тримифунтского, имели важные последствия для евангелизация народа.

Пользуясь метафорой Святителя Спиридона, мы должны сказать и о природе человека - в Руках Божьих земная персть, глина, сформированная влагой Божественной Любви и одухотворенная огнём Божественной Благодати, воплотилась в троическую природу ( тело - душа - дух ) и красоту человека.

Святитель Спиридон Тримифунтский с чрезвычайной силой, в слух всех народов, своим служением провозгласил: Человек - это, душа, освящённая присутствием Божественного Духа, только такой человек становится личностью и деятелем человеческой истории.

По его молитве народ острова Кипра был избавлен от засухи, исцелялись больные, изгонялись демоны, сокрушались идолы, воскресали мертвые.

Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося помощи, сотворив молитву, он вернул младенца к жизни, но мать, потрясенная радостью, упала бездыханной, вновь святитель воздел руки к небу, призывая Бога в помощь и сказал умершей: «Воскресни и встань на ноги!» Мать встала, точно пробудившись от глубокого сна и взяла своего живого сына на руки.

Вспоминают, что Святитель Спиридон явил милость бедному земледельцу, который пришёл к Святителю просить взаймы денег.

Святитель его благословил и обещав свою помощь, отпустил домой, но вскоре сам принес ему золото. После продажи урожая, крестьянин с благодарностью возвратил свой долг Святителю, который, вместе с крестьянином, вышел в свой сад со словами: «Пойдем, брат, вернем долг Тому, Кто так щедро дал нам его взаймы». Святитель сотворил молитву и бросил золото на землю, кусок золота вытянулся, зашевелился и превратился в змею, которая уползла своим путём.

Дивен Богъ во Святых Своих!

Эта победа Святителя Спиридона над древним змием заслуживает внимательного размышления.

Но пришло время Святителю Спиридону переселиться от земли на небо, после его смерти на земле осталось его нетленное тело - его святые мощи.

Как, в конце дня, мы меняем одежду для ночи, так, в конце жизни человека, Ангел Божий снимает облачение души - наше тело, которое становится снедью земли, растворяется в земле, а бессмертная душа человека, по Суду Правды Божьей, определяется в своё место нетления.

Скончался Святитель Спиридон около 348 года и был погребен в церкви Святых Апостолов в Тримифунте, затем его святые мощи были помещены в мраморный саркофаг в храме, посвященном Святителю Спиридону и находились там почти триста пятьдесят лет.

В 691 году, по причине арабского нашествия на остров Кипр, по указу императора Иустиниана II началось массовое переселение киприотов и мощи Святителя Спиридона были перенесены в Константинополь.

При вскрытии саркофага все присутствующие были поражены – мощи Святителя Спиридона не только оставались нетленными, но и сохраняли температуру человеческого тела, были гибкими и подобны плоти живого человека.

В 1453 году, когда столица Византии пала под натиском турок,  священник Георгий Калохеретис, клирик храма Святых Апостолов, спрятал честные мощи святителя Спиридона и перенес их через Фракию и Македонию в Эпир, там они пребывали два года, а затем, в 1456 год, были перенесены на греческий остров Керкиру (Корфу).

В период с 1592 по 1605 год десница Святителя Спиридона была доставлена из Константинополя в Рим папе Клименту VIII, который передал ее кардиналу Чезаре Баронио, известному церковному историку, который в свою очередь поместил святую десницу в церкви Божией Матери Санта Мария ин Валличелла в Риме. Долгие годы керкирцы стремились вернуть святыню в Грецию.

В ноябре 1984 года длительные переговоры успешно завершились. Митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов Тимофей (Тривизас) лично привез десницу на остров, дополнив бесценное сокровище – святые мощи святителя Спиридона Тримифунтского.

В 1848 году, во время путешествия в Иерусалим, одним из свидетелей благодатной природы мощей Святителя Спиридона стал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Он рассказал об этом одному из насельников Оптиной пустыни, а позже о том писал своим духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский: «Николай Васильевич Гоголь... сам видел мощи св. Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезанная и тело набальзамировано; потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиной. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай».

Во время Второй Мировой войны, когда итальянцы, по приказу своего дуче Муссолини, напали на Грецию, то их первой жертвой стали жители острова Корфу. Бомбардировка Корфу началась 1 ноября 1940 года и продолжалась месяцами, у жителей Корфу не было средств противовоздушной обороны, поэтому они надеялись только на милость Божию, по молитвам Святителя Спиридона и его церковь стала единственным местом спасения от вражеских бомб.

Все здания вокруг церкви были сильно повреждены или разрушены, но сам храм Святителя Спиридона сохранился до конца войны без малейшего повреждения, даже стекла в храме не разбились от взрывной волны.

На острове Корфу, пять раз в году совершается особо торжественное Богослужение в честь Святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца и с ракой его святых мощей, которая закрывается на два замка, происходят удивительные события.

Перед Богослужением, приходят два священника, открывают двумя ключами раку с его честными мощами, но по временам, Святитель Спиридон не позволяет открыть свою раку, ибо его там нет, он среди страждущих Богу верных людей, ушел оказать им свою помощь.

Один раз в году башмачки Святителя Спиридона меняют - сношенные на новые.

У нас в памяти недавнее бедствие с круизным лайнером близ острова Корфу, когда моряки и пассажиры просили Святителя Спиридона о помощи и спасении жизни.

В тот год башмачки Святителя Спиридона были с прилипшим морским песком и мелкими раковинами.

В этом 2018 году наша Община отметила Сороколетие моего священства, напомню, что моя хиротония была совершена в храме Воскресения Словущего, что в Брюсовом переулке Москвы, где главными святынями храма являются икона Богородицы «Взыскание погибших» и икона Святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца с частицей его святых мощей.

Дорогие мои, в заключении, напомню вам размышления Аристотеля о душе: «Зрелость человека мы познаём по боли его души», к этой глубокой мысли можно добавить, что лекарством от боли души является только врачующая сила Всесвятого Духа Божия, которую несут миру святые. Аминь.

Протопресвитер Алексий Аверьянов.