18+

Славянский Двор

Проповедь Протопресвитера Алексия Аверьянова в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля 2012 года
Святых первоверховных
апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Всех вас, дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю с окончанием святого Петропавловского, апостольского поста и с днем празднования в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему, дорогие мои, из глубины веков святая Церковь приглашает нас к участию в прохождении святого поста накануне дня святых первоверховных апостолов? Для того чтобы расположиться духовно, расположиться сердечно к восприятию их великого подвига. В чем же заключался подвиг святых апостолов Петра и Павла?

Апостол Петр – горячий человек искреннего, любящего и высокого сердца. Господь его за это сердце любящее избрал и сделал Своим учеником. И в этот день, дорогие мои, открывается самая главная духовная тайна личности апостола Петра. Христос, обращаясь к апостолу, спрашивает: «За кого Меня почитают люди?» . И апостолы начинают гадать. Одни говорят, что уподобляют Его люди пророку, другие – что люди уподобляют Его Иоанну Крестителю. Причем, обратите внимание, Иоанну Крестителю, воскресшему из мертвых, потому что такой был слух в народе, что Иоанн Креститель воскрес из мертвых для наказания Ирода-старшего. Поэтому и думали, что Христос и есть воскресший Иоанн Креститель. А так как они были сродники и по внешности похожи, этим слухам верили.

Но самое главное, дорогие мои, когда Христос обратился к апостолу Петру и спросил его лично: «Как ты думаешь, за кого Меня воспринимают люди?». Здесь и открылась сущность вдохновляемого от Господа Бога сердца апостола Петра. Он сказал: «Ты еси во истину Христос – Сын Бога Живаго» .

Тут очень важно понять ответ Христа, он принципиален, ибо эти слова Христовы определили развитие Европы и целого мира в смысле церковной истории. Христос отвечает апостолу Петру: «Ты еси Петр и на сем камне созижду Церковь Мою» .
«Петр» в переводе с греческого означает «камень» («кифа»), на латыни то же значение. И Христос говорит, что Церковь Я созижду не на тебе, Петре, который был простым человеком и в силу горячности сердца своего трижды отрекся от своего Учителя. Христос говорит: созижду Церковь Свою на исповедании твоей веры в то, что ты предузнал Меня, что Я есть Христос, посланный в мир истинный Божий Сын.
Католицизм, дорогие мои, извратил это понятие Евангельское, и католики в лице своих епископов римских стали говорить, что Петр есть основание Церкви, апостол Петр первоверховный как личность и есть тот самый камень. Это глубочайшее заблуждение, и суть этого заблуждения мы рассмотрим чуть ниже.

Другой первоверховный апостол – это Павел, человек холодного ума, ума аналитического, получивший образование у ног Рабана Гамалиила, которого древние считали одним из семи мудрецов древности, величайших мудрецов и учителей веры. У Рабана Гамалиила, у его ног был воспитан апостол Павел. Но как он воспринял свое знание, как он воспринял свое образование? Формально, не духовно, а формально, как основание своей власти. Вот это тоже очень важно понять – формальное восприятие основ веры. Что означает формальность? Это означает интеллектуальное восприятие, когда сердце не работает, когда жизнь не меняется. Интеллектуальная оснащенность религиозным багажом, нагруженность религиозным знанием, с одной стороны, а с другой стороны, абсолютно нетрепетное и неживое сердце, настолько неживое, что Павел становится великим и ревностным гонителем учеников юной Христовой церкви, изыскивая их по Иерусалиму и донося на них. То есть апостол Павел был «стукачом», не забывайте об этом. Он выискивал по всему Иерусалиму как инквизиционный агент синедриона юных христиан, доносил на учеников Господа, с тем чтобы их заключали в тюрьму, чтобы их подвергали пыткам и гонениям.

И, посмотрите, с одной стороны – предатель по горячности своего любящего сердца, который оказался вне понимания, оказался движимый только своим сердцем. С другой стороны – холодный интеллект, получивший прекрасное образование и знание религиозных тайн, но оказавшийся мертвым в своем сердце. И вот этих диаметрально противоположных по своему духу и сущности людей Христос избирает своими первоверховными апостолами. Почему? Да потому, что между этими двумя полюсами укладывается фактически вся вселенная многообразия человеческих характеров, многообразия человеческих сущностей, многообразия человеческих личностей. Один – холодный фарисей, другой – горячий последователь, оказавшийся предателем, но покаявшийся.

И напомню вам свидетельство церковного предания: апостол Петр в течение всей своей последующей жизни после покаяния, после обращения, после встречи с воскресшим Христом не мог слышать одного звука, а именно пения петуха. Как только начинался день, он слышал пробуждение птиц, которое начинается в любом дворе с пения петуха. И каждый день всей своей последующей жизни апостол Петр, слыша петуха, горько плакал. Хочу, чтобы вы зафиксировали это в своем сознании и в своей памяти: каждый день он начинал с горького плача, с горького раскаяния, с горького покаяния, всю свою последующую жизнь, до смерти.

А апостол Павел, который был яростным гонителем и борцом за «чистоту веры», чем он, дорогие мои, был остановлен в своей безумной ревности за «чистоту веры»? Христос по пути в Дамаск является ему Сам в воскрешенной Плоти и говорит: «Савл, трудно тебе идти против рожна» . «Рожон» – это воинский термин, взятый исключительно из мужской жизни, это наконечник копья; и когда молодых людей учили владеть копьем, то их учили отражать удар копья мечом и щитом. И потому каждый молодой человек должен был уметь отразить удар длинного и короткого копья, и каждый молодой человек прекрасно знал, насколько трудно идти с мечом и щитом против копья. Поэтому это стало в древнем мире в мужской жизни синонимом трудностей внешних обстоятельств. И Христос, обращаясь к Павлу, говорит, что трудно идти против рожна, то есть против очевидного.

И этот мудрец, этот записной формальный верующий, наделенный чувством своей превосходящей истины, полноты и правды, он ослеп от явления Божественной Истины в лице Господа Иисуса Христа, он потерял ориентир в пространстве, он забыл, где он есть, он потерял себя настолько, что не знал, куда идти. И тогда приближенные взяли его под руки и стали пытаться вести с ним диалог, потому что им показалось, что он вступил в состояние безпамятства, экзальтации и какого-то экстаза. Но, зная его как человека влиятельного и сильного, мощного духом, они ждали, что он скажет. А Павел в этот момент вел с Господом диалог не слышимый, но видимый для окружавших его близких.

И вот этот диалог, это явление Христа на пути в Дамаск будущему апостолу Павлу, тогда Савлу, изменили историю человечества. Была сотворена новая институция, которая получила название по-гречески «экклесия» , по-латыни «циркус», в нашей транскрипции – «церковь», которая стала кругом общения, ибо Церковь – это есть круг общения. Церковь – это не здание, это не архитектурное сооружение, не базилика. Церковь, дорогие мои, это круг верных людей. Вот так, как мы с вами собрались сегодня – круг верных Богу людей, которые переживают, несут скорби житейские, нападения извне, но продолжают быть верными в своем сердце в устремлении к центру круга, к личности Господа Иисуса Христа. Это и есть, дорогие мои, по сути, Церковь, потому что каждого Господь своим трудным житейским путем проводит для того, чтобы очистить, освободить от взгляда житейского, плотского и душевного и наградить, наделить и сделать способным к восприятию и зрению духовному.
И вот это, дорогие мои, самое главное. Та община, которая имеет ду-ховно зрячих людей, та человеческая жизнь, которая приходит к духовному зрению, она, собственно, и есть подлинно богатая и подлинно состоятельная.

Что в этой связи, дорогие мои, происходит сегодня? За безбожный коммунистический период в епископы и большинство священников рукополагались, возводились в сан не по произволению свыше, не по откровению от Господа Бога и Духа Святаго изволению, а по лояльности к безбожной власти. Вот это очень важно понять. Апостолы первоверховные Петр и Павел и другие апостолы стали вселенской совестью мира, им было все равно, кто перед ними стоит, какая власть пред их лицом присутствует, они безстрашно свидетельствовали об истине Христова Евангелия, Христова Распятия, Христова Воскресения.

Христова Воскресения ради уготовления загробного Царства, ради спасения человеческой души и вхождения в вечность!

Почему я люблю патриарха Пимена и всегда за него молюсь? Он не был карьеристом, не был продвиженцем безбожной власти, которая считала его за какого-то дурачка. А я имел счастье пять лет быть иподиаконом в Елоховском соборе. И патриарх Пимен, завершая Литургию в праздничные дни, очень часто говорил простые, но очень важные и проникновенные слова. Он выходил, осенял себя крестным знамением и, обращаясь к народу, говорил: «Братья и сестры, желаю вам в загробной жизни спасения!» И уходил в алтарь. Это была его проповедь, это было его переживание, в отличие от современных епископов многоглаголевых и расписывающих сотни страниц так называемых доктрин социального служения. Древние святые отцы говорили: «А ты не воруй, тогда не нужно будет безпокоиться о бедных, не будешь воровать, и бедных не будет».

Что мы видим сегодня? Социальные доктрины, какие-то тысячи стра-ниц помощи бедным. Считаю, что теперешний патриарх Кирилл войдет в историю как самый бездарный и неблагополучный патриарх в истории России, который сначала торговал водкой и сигаретами, потом у Ельцина получил возможность торговать нефтью и так далее. А сейчас нам рассказывает сказки о том, как надо бедным помогать и одиноких детей спасать. Это все очень печально. Почему? Потому что в период так называемой перестройки на поверхность церковной жизни поднялись люди, неспособные к слышанию Словес Господних. Но по своей бойкости они решили обогатиться, решили усвоить себе самое главное – вхождение во власть.
Из глубины веков епископы и священники – это были люди кристаль-ной, бриллиантовой чистоты личной жизни и принципиальности веры, а сегодня пришли к власти в Церкви совершенно другие люди. Чем завершилась история церковной жизни в Латинской Америке? Епископат католический в Латинской Америке занял сторону финансовой олигархии, и это завершилось в Латинской Америке нестабильностью общественной жизни. Католики были изгнаны из общественной жизни с позором. И, конечно, церковная жизнь осталась на уровне только простых людей и их искреннего сердца.

Я человек маленький, но велик Богъ, Которому я служу от своей юности. И по тому, что происходит, могу сказать, что гонение на Церковь уже началось, оно будет разрастаться, укрепляться, ибо таково благоволение Божие. И напомню вам слова древних пророков о том, что в гневе Своем Господь Богъ не жалеет даже святыню. Это ответ на то, почему храмы разрушались.

По моему ощущению, с Киево-Печерской Лавры, с Киевской земли начнется новое нашествие антихриста и борьба с Церковью, и эта брань попробует распространиться на лицо Русской Земли. Дойдет она не дальше Калужской земли и остановится в святом граде Москве, ибо Москва за эти годы брани духовно воскреснет, окрепнет и явит новых людей, ибо те люди, которые изменят историю России и мира, уже родились и уже действуют.

Вот эти слова я, дорогие мои, хочу, чтобы каждый из вас запомнил. Те люди, которые изменят судьбу мира, судьбу вселенной, судьбу Церкви, – они уже среди нас, они уже начинают действовать. И придет благословенный час, когда на их плечах наша Родина возвысится, укрепится и станет светочем для целого мира, для целой вселенной и вновь станет средоточием собирания подлинно духовных людей, как это было при наших древних Князьях и наших древних святых Государях.
Поэтому в сегодняшний день, дорогие мои, я молился о том, чтобы каждый из вас, а каждого из вас Господь любит, откликнулся на Божию Любовь, открыл свое сердце навстречу служению России, открыл свое сердце и оказался достойным той веры, которую являет нам Господь Вседержитель, спасающий и милующий человеческий род и Русскую Землю. Аминь.

После отпуста Литургии
Всех вас, дорогие мои, поздравляю с Причастием Святых Христовых Таин и желаю всем вам самого главного – ревности о своем спасении души. Храни вас всех Господь!