Чудо Архистратига Божиего Михаила в Хонех. Проповедь митрофорного протоиерея Алексия Аверьянова от 19 сентября 2013 года
Проповедь митрофорного протоиерея Алексия Аверьянова от 19 сентября 2013 года. Чудо Архистратига Божиего Михаила в Хонех
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с днем празднования в честь Архистратига Божиего Михаила. Архистратиг Михаил является великим ходатаем и покровителем всех народов и племен Земли Русской. Из глубины веков люди, живущие на Руси, обращались к нему как к особому, чрезвычайному и полномочному пред Лицем Божиим ходатаю. И сегодня мы с вами подобно нашим древним предкам просим у Архистратига Божиего Михаила помощи пред Лицем Бога Вседержителя.
Наши предки на шлемах, на щитах, на хоругвях изображали лице Архистратига Божиего Михаила. И обращаясь сегодня к вам, мои дорогие, хочу передать главную мысль. Духовная жизнь – это не пожелтевшие листы древних манускриптов. Это живая практика духовной брани, которую каждый из нас осуществляет в своей повседневности. И без помощи Небесных Горних Сил и их Воеводы – Архистратига Михаила, нам с вами не победить.
Поэтому сегодня, впрочем, как и каждый день, мы просим Архистратига Божиего Михаила о помощи.
В начале IVстолетия явился пик нарождающейся христианской государственности в ее борьбе с язычеством. Но что такое язычество, почему оно боролось с христианством, в чем нерв этой борьбы? Все, дорогие мои, очень просто. За языческими жрецами, которые были советниками государей, наместников, начальников городов и так далее, стояли, прежде всего, производители изображений идольских богов, стояли цеховые интересы мастеров золотых и серебряных изображений. Когда Иоанн Богослов пришел в Эфес, кто, прежде всего, поднял против него неприязненную брань? Золотых и серебряных дел мастера. Ибо они и семейства их жили исключительно тем, что изготовляли изображения богини плодородия Артемиды Эфеской, и на этом составляли свой капитал. И вдруг явился некто, кто не почитает Артемиду Эфескую, мать-питательницу, покровительницу их цеховых интересов. И, конечно, они возбудили местную власть, чтобы апостола Иоанна Богослова, если не убить, то изгнать из города. И тут силой Божией апостол явил благодатные милости для жителей города.
То же, дорогие мои, происходило с преподобным Архипом, который был скромным церковным служителем Архангельского храма. Он служил там более 47 лет, начиная свой скромный день и завершая его молитвой Архистратигу Божиему Михаилу с просьбой наполнить благодатной энергией источник, который был невдалеке от храма. И по молитвам этого скромного труженика нивы Христовой вода получила необыкновенную исцеляющую силу. Если купель Силоамская только единожды в год исцеляла людей, то здесь люди каждодневно получали благодатную помощь и исцеление от всех недугов. Вот представьте, вам не нужно тратиться на врачей (я не подрываю авторитета врачей), вам не нужно посещать специалистов и пить лекарства, вы пришли, окунулись в источник и, по вере вашей, получили полное исцеление от ваших недугов.
И вот этот источник, этот храм, этот скромный церковный служитель Архип в среде языческой уже стали вызывать не просто гнев и ярость, а стремление совершенно их истребить и самый храм стереть с лица земли. Нам, нашему народу, пережившему 70 лет безбожной советской власти, как никому во вселенной знакомы эти приемы. Вот представьте себе, что происходит. По призыву языческих жрецов собирается колоссальное множество людей, которые устремляются изменить ландшафт целой местности. Начинают мощные земляные работы, две реки соединяют в одно русло, и русло этой новой реки объединенной направляют на самый храм с тем, чтобы смыло его водой и, самое главное, чтобы был уничтожен чудотворный источник.
Вот представьте себе, один-единственный человек, преподобный Архип, вокруг него мощь финансовая, мощь военной государственной силы, которая еще не одухотворена любовью ко Господу Богу. И все направлено на то, чтобы истребить, уничтожить, стереть с лица земли, сделать не бывшим подвиг преподобного Архипа: завершаются земляные работы, соединяются реки, и вот дамба должна быть подорвана с тем, чтобы открыть доступ воды и направить ее на храм Архистратига Михаила. Но кто защитник этого храма? Хрупкий, немощный старичок, у которого нет никаких физических сил противостоять этой мощи.
И здесь, дорогие мои, совершается удивительное: внутри своего сердца преподобный Архип решил погибнуть вместе с храмом, быть смытым, быть уничтоженным, быть истребленным, но ни в коем случае не отступить от своего долга. Маленький человек с великим чувством долга, он оказался способным в своей сердечной боли достигнуть Неба, эта боль пред Лицем Божиим за святыню Господню сдвинула Небеса духовной сферы. И Господь отправляет Архистратига Михаила, чтобы он вмешался в естественный ход человеческой греховной истории.
Когда воды нового потока направились смыть храм, Архистратиг Михаил ударил в скалу перед храмом, образовалась расселина, пропасть, по-гречески – «хоня», и в эту пропасть устремился поток объединенных рек – не повредив храму, не смыв источника чудотворной воды, не порушив надежды христианской. И самое главное, восполнив немощные силы старца, преподобного Архипа. Он не обманулся в своей надежде, в своей вере и оказался достойным победы и вмешательства Небесных Сил.
Здесь, дорогие мои, я хочу говорить с вами о вещах, которые касаются каждого из вас. Преподобный Исаак Сирин говорил, что если ты лежишь, то есть в бездеятельности находишься, и говоришь: Господи помилуй, не жди помилования. Лежа на диване помилования не получают. А к кому же приходит Божия помощь? Она приходит к тому человеку, который предельно решительно исполняет свой долг, потому что исполнение долга – это есть та самая крепкая ступень, опираясь на которую, мы осуществляем восхождение в жизни. Вот это очень важно понять.
Что сегодня происходит в современном обществе? Каждый себе придумал какую-то карьеру, придумал свой план жизни и изо всех сил старается следовать этому, им самим придуманному плану. Духовная реальность другая! К чему нас призывает древняя практика православной жизни? Быть предельно честным, ответственным на своем месте, в своем житейском поприще. Как говорили древние? Поставил тебя Богъ мести улицу, сделай так, чтобы не было ни одной пылинки! Поставил тебя Богъ править над многими людьми, сделай так, чтобы каждый был доволен своим житейским жизненным поприщем, ибо, если есть за нашей спиной одна-единственная слеза сироты или обиженной вдовы, как мы с вами можем просить у Бога взойти на следующую ступень?
Вот это, дорогие мои, очень важно понять, это, наверное, самое главное – быть верными своему долгу, оказаться способными к исполнению своего Богом данного послушания, Богом данной миссии, Богом данной работы. И только когда за нашей спиной является твердыня верных, довольных нашей деятельностью людей, довольных, а не как-то иначе, тогда мы начинаем дальнейшее шествие.
Поэтому, дорогие мои, в сегодняшний день я хочу, чтобы каждый из вас воспринял чрезвычайно важное духовное знание. Будущее мира зависит от России. Россия начинает вставать с колен, начинает исполнять свое Богом назначенное служение.
Протестантизм потерпел полное крушение, чувство долга в протестантстве совершенно уничтожено и истреблено: на сегодняшний день государственный долг США округленно составляет 20 триллионов долларов! Что это означает? Это означает, что на каждого жителя Америки приходится государственного долга в размере примерно 52 тысячи долларов. Но кого интересует этот долг? Он никого не интересует! Почему? Потому что иногда бесы говорят правду. Товарищ Маркс в свое время сказал, что для них храм – это биржа, биржа их храм. И протестантизм очень ясно в этом смысле сформулировал свое мировоззрение: если человек любит Богъ, то он богат, а если Богъ не любит человека, то он не богат, он никто.
Так вот, дорогие мои, наша святая Церковь искони говорит о другом. Она говорит о достатке, который необходим каждому человеку для осуществления его миссии на земле. Одному нужен меч или автомат Калашникова, другому нужен этюдник и краски, третьему – ножницы, четвертому – компьютер и так далее. Для чего? Для того, чтобы осуществить свое Богом данное служение.
Англосаксы в своей протестантской культуре потерпели глубочайший крах, долг их уже не интересует, их интересует только одно: где бы еще что-нибудь взять и с кем бы еще развязать войну ради сокрытия своего коллапса и краха своего общественного государства.
Поэтому, дорогие мои, в этот день каждый из вас, православных людей, является надеждой Господа Бога и сама Русская Земля является надеждой у Престола Святой Живоначальной Троицы.
И в заключение хочу сказать о том, что мы с вами допускаем ошибки, совершаем грехи, но Церковь – это не отдел, простите, прокуратуры, где выясняется степень виновности каждого. Церковь – это другое, это место, где мы научаемся любить Господа Бога через любовь друг к другу. А что это означает – любовь друг к другу? Это означает понимание миссии каждого человека, потому что каждый из вас был рожден отцом и матерью, и папенька и маменька многие горючие слезы проливали над вами, когда вы были маленькие, когда росли и развивались. И все для того чтобы вы осуществили Богом данное вам мессианское служение. Любовь заключается в простом: внимательно постигая свою сущность, приглядываясь к друзьям-товарищам вместе, оказаться способными быть надеждой Господа Бога и быть способными принимать помощь Архистратига Михаила. Аминь.