Современный русский стиль и старинные традиции. Интервью модельера Аверьяновой В. Н.
Slavmoda.com
Валентина АВЕРЬЯНОВА — основательница и глава Дома русской одежды Валентины Аверьяновой, который специализируется на создании одежды в народном стиле для современных людей. В свое время она защитила диплом по специальности модельер-конструктор у Вячеслава Зайцева. Коллекции Дома русской одежды разрабатываются с опорой на традиционный крой одежды, в них используется традиционная вышивка, кружева в старинном стиле, натуральные ткани.
Существуют ли у каждого времени свои особенности — и как, на ваш взгляд, они отражаются на одежде?
Каждая эпоха с ее духом, колоритом, событиями, политикой, экономикой, войнами или мирной спокойной жизнью отражается на одежде, стиле и моде. Существует исследование на тему закономерностей изменения моды во время экономических и политических изменений в мире. В двадцатом веке длина юбок укорачивалась, плечи обнажались на фоне стремительных политических и экономических изменений. Обнажение женщины было как крик о продолжении жизни в ее животворящих энергиях, и нежелание смиряться с тяготами реальности. В 1920 года подолы укоротились, но как только ситуация на фондовом рынке стабилизировалась, то обнажать тело стало не модным. На Западе окончание второй мировой войны, трудами Кристиана Диора линии одежды и длина юбок вновь обрели гармонию.
Как вы понимаете выражение «стильно одеваться»?
Человек, учится, развивается, наслаждается красотой, природой, картинами… все прекрасные моменты жизни отражаются на душе и сердце. Душа питается красотой мира. И, человек, наполненный красотой, хочет отразить эту гармонию в своем облике. Стильный мужчина или женщина имеют представление о красоте, и сообщают ее через внешность своему окружению.
Внешность — производная от образа жизни? Или наоборот?
Одежда — это не только защита тела от зноя или ветра, и это не просто способ самовыражения, как думают многие. Одежда человека — это особый знак миру, о том в каком состоянии находится твоя душа. Молоденьким девушкам хочется внимания, они стремятся к поиску счастья, любви и спутника жизни. Это так естественно, что молодежь хочет быть яркой. Ведь молодость — это бурление соков самой жизни в крови. Взрослая же женщина выражает своим обликом мягкость, деликатность и невероятную красоту, которой ее наделил Бог. Мужчина это благородство, сила и мужественность — все это отражается в облике мужчины.
Что, по-вашему, из традиционной русской одежды может стать прообразом одежды будущего?
Только те народы, которые соблюдают и чтят свои традиции, имеют будущее. Современные мужчины могут носить костюмы самого разного, наиболее подходящего каждому из них кроя, цветов и отделки, но выдержанные при этом в русском стиле. Дамам подойдут платья, юбки, блузки с элементами традиционной отделки.
Как бы вы сформулировали свое дизайнерское кредо?
Возродить традиции Российской империи в одежде. В последние десятилетия многие русские православные общины ведут кропотливую работу по воссозданию, развитию и распространению праздничной и будничной одежды в русском национальном стиле. Многое уже сделано, но еще больше, нам предстоит сделать в этом направлении, творчески осмысливая богатое наследие, оставленное предками.
В наше время не все, к сожалению, представляют себе характерные детали традиционного русского костюма. Расскажите, пожалуйста, о самых важных его особенностях.
Русский парадный костюм своей красотой и многослойностью, кроем и значимостью деталей не предполагает суетливости в движения, небрежности в словах, неаккуратности в поступках… По таким элементам костюма, как пояс, оплечье и другие кольцевые детали, можно было судить о положении и заслугах владельца. В женских головных уборах присутствовали височные украшения из нескольких нитей жемчуга, называемых на Руси ряснами. Кокошники на Руси изготавливали мастерицы-«кокошницы», в совершенстве владевшие искусством шитья жемчугом, бисером и золотой нитью. Можно заметить, что вплоть до уже упоминавшихся реформ Петра I, в обычаях и костюмах Руси прослеживалась связь с византийской традицией, и, сравнивая византийские фрески, мозаики, иконы с фресками и иконами святой Руси, можно легко увидеть общие элементы в одеждах. Это и оплечье, обильно украшенное камнями и жемчугом; венцы с височными жемчужными подвесками; поручи; выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Интересно отметить, что и обувь, которую в старину носили русские князья, пурпурные сапоги, была долгое время неотъемлемой частью парадного костюма византийских императоров.
— А как, по вашим наблюдениям, развивался русский костюм после того, как Петр I повелел носить европейские наряды? Были ли примеры возвращения к традиционной одежде?
— Одним из примеров творческого осмысления и развития русской национальной одежды является создание во время царствования императора Николая II в начале XX века одежды в русском стиле (не только театральных костюмов и вечерних платьев, но и военной формы) великими русскими художниками В.М. Васнецовым, Б.М. Кустдиевым, И.Я. Билибиным. Военная форма, в большом количестве пошитая по их эскизам еще до 1917 года, использовалась большевиками после революции для обмундирования Красной армии и ЧК. Воины одевались в шинели, напоминающие стрелецкие кафтаны, а головной убор «богатырка» имел форму шлема древнерусского воина. Он ошибочно именуется «буденовкой», хотя к буденовцам имеет лишь то отношение, что последние носили его, как и многие другие бойцы Красной армии…
Есть ли среди знаменитых женщин российской истории та, которую вы могли бы назвать образцом стиля и хорошего вкуса?
Святая Мученица Императрица Александра Федоровна Романова. Она не просто была красавицей, и обладала безупречным вкусом, Александра Федоровна — образец для подражания. Главными в жизни императрицы были любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Она много делала для России, своей семьи и своего августейшего супруга.
Что вы считаете самым сложным в своей работе?
А что в ней сложного? Только радость.
Какие материалы вы используете для создания своих коллекций, только натуральные?
Мы стараемся использовать только натуральные ткани. Но часто декоративные элементы и художественная задумка требуют использования различных материалов с содержанием вискозы, полиэстера. Также разные ткани диктуют разные ценовые категории, не все могут позволить себе вещи чисто из натуральных тканей.
Что для вас важнее, красота одежды или ее практичность? Возможно, ли гармонично сочетать эти качества?
Безусловно, да. Самое главное — это качество. Качество ткани, качество работы швеи и закройщика. А то, что выполнено на высоком уровне всегда красиво и практично.
Ваши работы иногда похожи на иллюстрации к сказкам или историческим романам — а есть ли у вас любимый исторический герой?
Первая сказка, которую я услышала и запомнила, это сказка о Иване-Царевиче и Сером волке. Сказка ожившая, в картине великого русского художника Виктора Васнецова. А праздничная одежда нашей марки действительно предназначена для людей, не боящихся демонстрировать любовь к традициям Руси. Эта одежда для тех, кто хочет посещать важные мероприятия, ходить в храм, венчаться, крестить детей в традиционном костюме. Но также есть одежда, которая подойдет для человека, вынужденного учитывать ритм нашего мира. Это качественная, красивая и современная одежда. Русский костюм со своей многовековой историей не умер, он продолжает жить и меняться.
Откуда вы черпаете идеи для создания новых моделей — из специальной литературы по историческому костюму, из собственных впечатлений о том, каким должно быть платье?..
Наша русская природа — это кладезь для вдохновения. Узоры ситца — это русское поле, орнаменты и рисунки для вышивки прячутся в морозных узорах на наших окнах. Птицы, звери, лес, горы, степи, реки, цветы — любовь к Родной Земле… все это есть в нашей одежде.
— Интересуетесь ли винтажной одеждой и аксессуарами — например, кружевными изделиями или вышивками? Быть может, у вас есть собственная коллекция подобных образцов?
Slavmoda.com
Валентина АВЕРЬЯНОВА — основательница и глава Дома русской одежды Валентины Аверьяновой, который специализируется на создании одежды в народном стиле для современных людей. В свое время она защитила диплом по специальности модельер-конструктор у Вячеслава Зайцева. Коллекции Дома русской одежды разрабатываются с опорой на традиционный крой одежды, в них используется традиционная вышивка, кружева в старинном стиле, натуральные ткани.
Существуют ли у каждого времени свои особенности — и как, на ваш взгляд, они отражаются на одежде?
Каждая эпоха с ее духом, колоритом, событиями, политикой, экономикой, войнами или мирной спокойной жизнью отражается на одежде, стиле и моде. Существует исследование на тему закономерностей изменения моды во время экономических и политических изменений в мире. В двадцатом веке длина юбок укорачивалась, плечи обнажались на фоне стремительных политических и экономических изменений. Обнажение женщины было как крик о продолжении жизни в ее животворящих энергиях, и нежелание смиряться с тяготами реальности. В 1920 года подолы укоротились, но как только ситуация на фондовом рынке стабилизировалась, то обнажать тело стало не модным. На Западе окончание второй мировой войны, трудами Кристиана Диора линии одежды и длина юбок вновь обрели гармонию.
Как вы понимаете выражение «стильно одеваться»?
Человек, учится, развивается, наслаждается красотой, природой, картинами… все прекрасные моменты жизни отражаются на душе и сердце. Душа питается красотой мира. И, человек, наполненный красотой, хочет отразить эту гармонию в своем облике. Стильный мужчина или женщина имеют представление о красоте, и сообщают ее через внешность своему окружению.
Внешность — производная от образа жизни? Или наоборот?
Одежда — это не только защита тела от зноя или ветра, и это не просто способ самовыражения, как думают многие. Одежда человека — это особый знак миру, о том в каком состоянии находится твоя душа. Молоденьким девушкам хочется внимания, они стремятся к поиску счастья, любви и спутника жизни. Это так естественно, что молодежь хочет быть яркой. Ведь молодость — это бурление соков самой жизни в крови. Взрослая же женщина выражает своим обликом мягкость, деликатность и невероятную красоту, которой ее наделил Бог. Мужчина это благородство, сила и мужественность — все это отражается в облике мужчины.
Что, по-вашему, из традиционной русской одежды может стать прообразом одежды будущего?
Только те народы, которые соблюдают и чтят свои традиции, имеют будущее. Современные мужчины могут носить костюмы самого разного, наиболее подходящего каждому из них кроя, цветов и отделки, но выдержанные при этом в русском стиле. Дамам подойдут платья, юбки, блузки с элементами традиционной отделки.
Как бы вы сформулировали свое дизайнерское кредо?
Возродить традиции Российской империи в одежде. В последние десятилетия многие русские православные общины ведут кропотливую работу по воссозданию, развитию и распространению праздничной и будничной одежды в русском национальном стиле. Многое уже сделано, но еще больше, нам предстоит сделать в этом направлении, творчески осмысливая богатое наследие, оставленное предками.
В наше время не все, к сожалению, представляют себе характерные детали традиционного русского костюма. Расскажите, пожалуйста, о самых важных его особенностях.
Русский парадный костюм своей красотой и многослойностью, кроем и значимостью деталей не предполагает суетливости в движения, небрежности в словах, неаккуратности в поступках… По таким элементам костюма, как пояс, оплечье и другие кольцевые детали, можно было судить о положении и заслугах владельца. В женских головных уборах присутствовали височные украшения из нескольких нитей жемчуга, называемых на Руси ряснами. Кокошники на Руси изготавливали мастерицы-«кокошницы», в совершенстве владевшие искусством шитья жемчугом, бисером и золотой нитью. Можно заметить, что вплоть до уже упоминавшихся реформ Петра I, в обычаях и костюмах Руси прослеживалась связь с византийской традицией, и, сравнивая византийские фрески, мозаики, иконы с фресками и иконами святой Руси, можно легко увидеть общие элементы в одеждах. Это и оплечье, обильно украшенное камнями и жемчугом; венцы с височными жемчужными подвесками; поручи; выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Интересно отметить, что и обувь, которую в старину носили русские князья, пурпурные сапоги, была долгое время неотъемлемой частью парадного костюма византийских императоров.
— А как, по вашим наблюдениям, развивался русский костюм после того, как Петр I повелел носить европейские наряды? Были ли примеры возвращения к традиционной одежде?
— Одним из примеров творческого осмысления и развития русской национальной одежды является создание во время царствования императора Николая II в начале XX века одежды в русском стиле (не только театральных костюмов и вечерних платьев, но и военной формы) великими русскими художниками В.М. Васнецовым, Б.М. Кустдиевым, И.Я. Билибиным. Военная форма, в большом количестве пошитая по их эскизам еще до 1917 года, использовалась большевиками после революции для обмундирования Красной армии и ЧК. Воины одевались в шинели, напоминающие стрелецкие кафтаны, а головной убор «богатырка» имел форму шлема древнерусского воина. Он ошибочно именуется «буденовкой», хотя к буденовцам имеет лишь то отношение, что последние носили его, как и многие другие бойцы Красной армии…
Есть ли среди знаменитых женщин российской истории та, которую вы могли бы назвать образцом стиля и хорошего вкуса?
Святая Мученица Императрица Александра Федоровна Романова. Она не просто была красавицей, и обладала безупречным вкусом, Александра Федоровна — образец для подражания. Главными в жизни императрицы были любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Она много делала для России, своей семьи и своего августейшего супруга.
Что вы считаете самым сложным в своей работе?
А что в ней сложного? Только радость.
Какие материалы вы используете для создания своих коллекций, только натуральные?
Мы стараемся использовать только натуральные ткани. Но часто декоративные элементы и художественная задумка требуют использования различных материалов с содержанием вискозы, полиэстера. Также разные ткани диктуют разные ценовые категории, не все могут позволить себе вещи чисто из натуральных тканей.
Что для вас важнее, красота одежды или ее практичность? Возможно, ли гармонично сочетать эти качества?
Безусловно, да. Самое главное — это качество. Качество ткани, качество работы швеи и закройщика. А то, что выполнено на высоком уровне всегда красиво и практично.
Ваши работы иногда похожи на иллюстрации к сказкам или историческим романам — а есть ли у вас любимый исторический герой?
Первая сказка, которую я услышала и запомнила, это сказка о Иване-Царевиче и Сером волке. Сказка ожившая, в картине великого русского художника Виктора Васнецова. А праздничная одежда нашей марки действительно предназначена для людей, не боящихся демонстрировать любовь к традициям Руси. Эта одежда для тех, кто хочет посещать важные мероприятия, ходить в храм, венчаться, крестить детей в традиционном костюме. Но также есть одежда, которая подойдет для человека, вынужденного учитывать ритм нашего мира. Это качественная, красивая и современная одежда. Русский костюм со своей многовековой историей не умер, он продолжает жить и меняться.
Откуда вы черпаете идеи для создания новых моделей — из специальной литературы по историческому костюму, из собственных впечатлений о том, каким должно быть платье?..
Наша русская природа — это кладезь для вдохновения. Узоры ситца — это русское поле, орнаменты и рисунки для вышивки прячутся в морозных узорах на наших окнах. Птицы, звери, лес, горы, степи, реки, цветы — любовь к Родной Земле… все это есть в нашей одежде.
— Интересуетесь ли винтажной одеждой и аксессуарами — например, кружевными изделиями или вышивками? Быть может, у вас есть собственная коллекция подобных образцов?
Да, у меня есть богатая коллекция старинного кружева и вышивок. В нашей семье из рода в род передаются произведения искусства старых русских мастеров и мастериц. Мой прадед носил фамилию Кононов, и имел ткацкие фабрики, наверное, любовь к тканям и кружевам у меня в крови.
Есть в вашем собственном гардеробе какая-то особенно любимая вещь?
У меня есть боярский костюм. Это самая драгоценная для меня вещь. И вовсе не из-за его стоимости, а из-за той любви, которая вкладывается в его создание. Почему я говорю «вкладывается», костюм постоянно дорабатывается, сначала это была только платье -основа, потом были созданы кокошник, поручи, оплечье, все это было расшито золотом и серебром, самоцветами и жемчугом. Мой костюм имеет свою историю, свою жизнь и память.
— Не так давно вы были награждены национальной премией в области Авторской Моды. Можно ли узнать об этом подробнее?
Да, в 2012 году наша марка получила национальный приз в области Авторской Моды в номинации «Авторская коллекция в традиционном народном стиле». Мы участвовали в разных номинациях, но наши боярские костюмы вызвали настоящий восторг и бурю оваций у публики и жюри. Я была тронута словами председателя жюри конкурса Вячеслава Зайцева, который высоко оценил нашу работу и отметил важность сохранения русского стиля и передачу его новому поколению.
— Расскажите о вашей новой коллекции. Над чем вы сейчас работаете?
Наша новая коллекция совмещает в себе современность, удобство и русские традиции и русский стиль. Мотивы русских орнаментов, вышивка, многоцветие тканей — все это есть в нашей коллекции. Мужские кафтаны и кители, рубашки и многое другое составят гардероб, как и для выходных праздничных событий, так и для работы. Мы не шьем рубашки с воротом «под галстук», потому что галстук не является частью русской традиции, у нас имеются красивые рубашки с воротом стойкой, защищающими шею. Женская одежда богата кружевными изделиями, легкими платьями, нежными блузами, гобеленовыми и расшитыми юбками, кашемировыми пальто, обрамленными кружевной тесьмой и мехами. Все это элегантно, удобно, современно — и вместе с тем мы сохранили в одежде мотивы русского стиля, постарались передать в каждом изделии нашу любовь к России.
Интервью Алекса Громова
Да, у меня есть богатая коллекция старинного кружева и вышивок. В нашей семье из рода в род передаются произведения искусства старых русских мастеров и мастериц. Мой прадед носил фамилию Кононов, и имел ткацкие фабрики, наверное, любовь к тканям и кружевам у меня в крови.
Есть в вашем собственном гардеробе какая-то особенно любимая вещь?
У меня есть боярский костюм. Это самая драгоценная для меня вещь. И вовсе не из-за его стоимости, а из-за той любви, которая вкладывается в его создание. Почему я говорю «вкладывается», костюм постоянно дорабатывается, сначала это была только платье -основа, потом были созданы кокошник, поручи, оплечье, все это было расшито золотом и серебром, самоцветами и жемчугом. Мой костюм имеет свою историю, свою жизнь и память.
— Не так давно вы были награждены национальной премией в области Авторской Моды. Можно ли узнать об этом подробнее?
Да, в 2012 году наша марка получила национальный приз в области Авторской Моды в номинации «Авторская коллекция в традиционном народном стиле». Мы участвовали в разных номинациях, но наши боярские костюмы вызвали настоящий восторг и бурю оваций у публики и жюри. Я была тронута словами председателя жюри конкурса Вячеслава Зайцева, который высоко оценил нашу работу и отметил важность сохранения русского стиля и передачу его новому поколению.
— Расскажите о вашей новой коллекции. Над чем вы сейчас работаете?
Наша новая коллекция совмещает в себе современность, удобство и русские традиции и русский стиль. Мотивы русских орнаментов, вышивка, многоцветие тканей — все это есть в нашей коллекции. Мужские кафтаны и кители, рубашки и многое другое составят гардероб, как и для выходных праздничных событий, так и для работы. Мы не шьем рубашки с воротом «под галстук», потому что галстук не является частью русской традиции, у нас имеются красивые рубашки с воротом стойкой, защищающими шею. Женская одежда богата кружевными изделиями, легкими платьями, нежными блузами, гобеленовыми и расшитыми юбками, кашемировыми пальто, обрамленными кружевной тесьмой и мехами. Все это элегантно, удобно, современно — и вместе с тем мы сохранили в одежде мотивы русского стиля, постарались передать в каждом изделии нашу любовь к России.
Интервью Алекса Громова