Школа

 Из глубокой славянской древности идёт традиция почитания Учителя.

 Наши предки усваивали своим детям благоговейное отношение к личности учителя, как человека Божия, которое начиналось с навыка детей не наступать на тень, падающую от идущего учителя, не стоять на пути учителя, спешить с приветствием учителю.
Благочестивый учитель — великое национальное сокровище, от которого духовно богатели дети за школьный период, учились быть верными Господу Богу и Русской Земле, обретали знания, которые позволяли ученику состояться в частной семейной и общественной жизни, стать Личностью.

 1 сентября 1959 года на пороге 681 школы Калининского района города Москвы я встретил свою первую учительницу с прекрасным именем — Валентина Васильевна Родина, благородной внешности, седовласая, с правильными чертами русского лица, волевая и в совершенстве владеющая вниманием детской аудитории. Валентина Васильевна на своих уроках научила нас приёмам концентрации внимания, посредством простого физического эксперимента, который придумал Русский Архимед, учёный механик Иван Петрович Кулибин (1735-1818). Валентина Васильевна взяла детский фонарик и, меняя фокусное расстояние лампы от рефлектора, показала способность луча к дальнодействию, в сравнении с рассеянным светом.
Она, по сути, преподала нам первый и очень важный духовный урок, говоря: «Хотите в жизни далеко пойти и многого добиться? Учитесь держать и концентрировать внимание! Победа в жизни за человеком, который способен жить в дисциплине ума и тела».

 Современный зритель ежедневно видит по телеканалу «Культура» чудесные часы английского механика Джеймса Кокса «Павлин» из Павильонного зала Малого Эрмитажа, которые были в забвении, но гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин дважды, в 1792 и 1799 годах, их отремонтировал. Иван Петрович Кулибин в течение 30 лет был руководителем механической мастерской Санкт-Петербургской Академии наук, изобрёл фонарь-прожектор с параболическим отражателем, о котором и говорила нам на своих уроках Валентина Васильевна Родина.

 От уроков Валентины Васильевны я принял любовь к гению Российской науки Ивану Петровичу Кулибину и его кумиру Академику Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). В моей библиотеке хранятся прекрасно переплетённые фолианты полного собрания сочинений Академика Михаила Васильевича Ломоносова и портрет Ивана Петровича Кулибина. В конце сентября 1959 года Валентина Васильевна Родина отвела наш 1 класс «А» в Дом Культуры завода «Прожектор» к дирижёру Борису Александровичу Беккеру для занятий в Русском народном оркестре. Борис Александрович осмотрел мои руки и посадил в группу балалаек-альтов, где я играл в продолжение десяти лет учёбы в школе.

 В 1964 году оркестр Русских народных инструментов под руководством дирижёра Б. А. Беккера стал Лауреатом Второго конкурса имени Василия Васильевича Андреева в Москве, много выступал с концертами.
В моём архиве хранится программа концерта художественной самодеятельности города Москвы от 5 апреля 1967 года, где указано, что первое отделение концерта начинает оркестр Русских народных инструментов под управлением Б. А. Беккера песней «Лучинушка», а завершает первое отделение концерта выступление жонглёров «Электрики-эксцентрики» Юрия Куклачёва, ныне прославленного руководителя Театра Кошек в Москве.
Борис Александрович Беккер происходил из старинной немецкой семьи, вывезенной из Германии в Россию Императором Петром Первым.

 Выпускник Ленинградской Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности «дирижёр оркестра Русских народных инструментов», Борис Александрович был блокадником и слушателем первого исполнения Седьмой симфонии до мажор Дмитрия Дмитриевича Шостаковича 9 августа 1942 года в осажденном и измученном городе. Борис Александрович — учитель-народник, преданный делу распространения Русской культуры, педант и эрудит, привлекал меня своей основательной философской начитанностью и стал моим вторым в жизни учителем. Однажды во время репетиции Борис Александрович бросил в оркестр фразу: «Буду счастлив, если кто-то из вас прочтёт »Эстетику» Гегеля». Для меня эти слова прозвучали набатом, в душе явилась подъёмная сила, которая привела меня к домашнему книжному шкафу, где в руки попала диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».

 Диссертация дала мне великую мысль о «тождестве идеала и реального образа», как идеи Богочеловечества и направила к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?», который был написан автором в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где главный герой романа Рахметов читает «Толкование на Апокалипсис» сэра Исаака Ньютона и, по сути, размышляет о воскрешении Христу верной России. 7 апреля 1967 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, я пережил незабываемое посещение Божественной Благодати и знание о посвящении своей жизни служению Господу Богу и России. Впоследствии, в память об этом глубоком духовном переживании, я получил в дар дивную икону Благовещения Пресвятой Богородицы, перед которой ежедневно молюсь, творя память своих учителей и соратников.

  Мой класс, в котором все ученики играли на музыкальных инструментах, был приглашён к участию в эстетическом образовании по системе и под руководством замечательного советского композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987), который в течение двух лет проводил с нами незабываемые «Вечера ровесников» в Колонном зале Дома Союзов и читал вдохновенные лекции о музыкальной культуре в Третьяковской галерее.
Яркая личность Д. Б. Кабалевского, глубина знаний о природе человеческой культуры, авторитетность крупного педагога рождали в благодарном детском сердце одно-единственное чувство — благоговение перед учителем.
Слово благочестивого учителя, воспринятое с благоговением, часто становится пророческим.

  На одном из уроков Русского языка Валентина Васильевна Родина, объясняя значение местоимения «Я», привела пример — «СемьЯ», услышав который, я пережил откровение о своей будущей семье. Придя домой после школы, я твёрдо заявил своей маме Вере Павловне, что у меня будет семь человек детей, чем вызвал у неё немалое удивление, но это предощущение точно воплотилось в моей семейной жизни.

 Слава Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, Которые дали мне в спутники жизни прекрасного голубоглазого Ангела — мою супругу Валентину Николаевну и украсили наш союз семью прекрасными детьми.
Заслуживают особого внимания обстоятельства рождения Матушки Валентины Николаевны в воскресенье 11 февраля 1951 года, в Неделю о Закхее-мытаре, в день памяти святого Игнатия Богоносца.
Именно святого Игнатия (почил о Бозе в 108 году по Р. Х.), когда он был ребенком, Спаситель обнял и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 3).
Родилась Матушка Валентина Николаевна дома, в старинном селе Балакирево, близ города Александрова Московской губернии. Роды у Лидии Дмитриевны принял её супруг Николай Иванович Герасимов, тогда студент Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева.

 Осень и зима 1951 года запомнились жителям города Александрова и его окрестностей эпидемией детских болезней, которая унесла жизни очень многих детей.
У новорожденной Валентины образовалось острое рожистое воспаление правой ручки, что создало угрозу для жизни ребёнка, лечащий врач предложил даже хирургическое вмешательство, на что отец Николай Иванович, ответил: «Как девочке жить без правой руки? Лучше ей не жить, чем быть инвалидом!»

 Поясню, эти горькие слова Николай Иванович произнёс потому, что сам пришёл с фронта с осколками снаряда в правой руке и первые послевоенные годы с трудом владел раненой рукой и много лечился. Родители не надеялись, что новорожденная девочка выживет и купили ей гробик, который стоял в сенях, при входе в дом. «Через две недели болезни Валентины, в воскресенье 25 февраля (в день празднования Иверской иконе Пресвятой Богородицы и Святителя Алексия, Митрополита Московского, Чудотворца, – примечание П. А.), — как вспоминала её мама Лидия Дмитриевна, – в дом вошла незнакомая Странница, высокая, очень сильного духа. Она взяла со стола химический карандаш, подошла к колыбели, освободила дочку из пеленок и нарисовала на её ручке, к моему изумлению, Семь Крестов, затем обернула ручку лоскутом красной ткани. Валя заснула и проснулась на следующее утро, в понедельник, совершенно здоровой».
27 января Николай Иванович зарегистрировал свою новорожденную дочь Валентину Николаевну Герасимову в сельском совете и получил Свидетельство о её рождении. Гробик отдали соседям, которые хоронили своих детей.

 Бабушка новорождённой Валентины по отцовской линии Надежда Александровна Герасимова (в девичестве Кононова) отнесла в дни Святой Пасхи внучку в храм для совершения над ней таинства Святого Крещения.
Важно отметить, что 42 года спустя, в 1993 году, в селе Балакирево был устроен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой Пустыни носили через село Балакирево в Александровскую Слободу с 1771 года ради памяти о заступлении Царицы Небесной — спасении города Александрова и жителей его окрестностей от эпидемии чумы в ХVIII веке.

 С глубокой скорбью я вспоминаю нашу старшую дочь, Наталию Алексеевну Аверьянову, которая ушла из жизни 22 марта 1974 года в возрасте 10 месяцев, –— её младенческая душа не вместила того насилия зла, которому подверглась наша молодая семья от безбожных и злых людей.

 Шестеро других детей благополучно выросли и стали благородными людьми, свято преданными Русскому Делу — работе по восстановлению достоинства нашей многострадальной Родины. Мои воспоминания о школьных годах необходимо дополнить благодарностью в адрес учителей физической культуры и тренеров по лёгкой атлетике, которой я успешно занимался.

 Летом 1966 года, я как «абсолютный чемпион по лёгкой атлетике детского спортивного лагеря имени Ю. А. Гагарина», в составе небольшой делегации, был направлен в Звёздный Городок, для встречи с Первым космонавтом Земли, Юрием Алексеевичем Гагариным для вручения ему приглашения на Открытие нашего нового пионерского лагеря.

 Подмосковный детский лагерь имени Ю. А. Гагарина был построен на берегу речки Велинки в селе Денежниково, Раменского района, в 12 км от города Бронницы, для детей сотрудников завода «Прожектор», который производил наземное электрооборудование стартовых ракетных комплексов и на котором трудились мои родители, обслуживая деятельность Космодрома Байконур. Село Денежниково было замечательно развалинами родовой усадьбы адмирала И. Л. Талызина (1700-1777), которая была построена при Императрице Екатерине Великой. В усадьбе Талызиных проживала внучка Великого Русского полководца А. В. Суворова — Ольга Николаевна Талызина (1803-1882).
Делегацию нашего пионерского лагеря принял Герой Советского Союза, дублёр Ю. А. Гагарина, лётчик-космонавт Герман Степанович Титов (1935-2000).

 Спустя десять лет, в день Святой Пасхи 1976 года, будучи иподиаконом архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева), я вторично встретился с космонавтом Г. С. Титовым, который стоял близ храмовой иконы «Взыскание погибших» на левом клиросе храма Воскресение Словущего, что в Брюсовом переулке Москвы. «Орёл» — позывной космонавта Германа Степановича Титова, а у древних Славян орёл — символ благородства и высоты духа, способности души лицезреть в лучах Божественной Благодати гармонию Богоданного Космоса.

 Поразительно, но в 2000 году на территории пионерского лагеря имени Ю. А. Гагарина около посёлка Денежниково, Раменского района, был построен женский Иоанно-Предтеченский монастырь Истинно-Православной Церкви.
С глубокой благодарностью я вспоминаю директора 681 школы города Москвы Нину Гавриловну Давыдову, историка, Заслуженного учителя РСФСР, которая жила при школе и посвятила всю свою жизнь детям.
В моём архиве лежит Почётная Грамота участника Исторической Олимпиады города Москвы 1967-1968 учебного года, за подписью Н. Г. Давыдовой, с благодарностью мне, ученику 9 класса «А», занявшему второе место среди учеников школ Калининского района.

 Август 1968 года стал для нашей семьи временем глубоких переживаний, а в историю Европы и мира были вписаны страницы «Пражской весны». В ночь с 20 на 21 августа 1968 года началась военная операция «Дунай». По просьбе Первого секретаря Компартии Чехословакии Александра Дубчека (1921-1992), в Чехословакию вошла группировка войск Варшавского Договора. 20 августа отец попрощался с семьёй и вылетел в Прагу для работы в советском посольстве. Задача, которая была поставлена перед Анатолием Алексеевичем, заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить автономную работу систем жизнеобеспечения посольства.

 От Пражского аэродрома «Рузине» Анатолия Алексеевича доставили на бронетранспортёре в советское посольство, близ парка Стромовка. Прага не освещалась, все таблички с названиями улиц были сняты; вопреки американской пропаганде о «мирной Пражской весне» советское посольство подвергалось нападению и обстрелу из автоматического оружия. На границе с Чехословакией войска НАТО проводили учения под кодовым названием «Чёрный Лев».

Протопресвитер Алексий Аверьянов

Поддержите фонд “Русский наследник”!

В современное время, когда политика культурной экспансии продвигается на государственном уровне, нам как никогда важно воспитать подрастающее поколение России в духе патриотизма, любви к Отечеству, оказать содействие в получении светского образования на основе духовно-нравственных, культурных ценностей и распространение этих ценностей 
в современном российском обществе.