Проблемы российского образования 21 века и их решение
2022 год — Год культурного наследия народов России. Соответствующий Указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. В Указе отмечается, что решение было принято в целях сохранения культурных традиций и этнокультурного многообразия – на территории РФ проживает более 190 разных народов.
Сохранение культурных традиций – задача, лежащая в плоскости образования и воспитания, особенно актуальная сейчас, когда Россия входит в новую эру жизни, работы и истории. Воспитывать подрастающее поколение россиян необходимо в духе патриотизма, в атмосфере любви к государству. Однако в рамках той системы образования, которая работает в нашей стране сегодня, это не представляется возможным: Россия – по-прежнему участник Болонского процесса. Для модернизации и трансформации системы образования необходимо выйти из Болонской системы, отказаться от ЕГЭ и сформировать новую систему, основанную на русской классической школе – наследии имперского и советского образования.
Болонская система в России: история
В 2001 году в нескольких Российской Федерации впервые был проведен ЕГЭ – на экспериментальной основе. Далее с каждым годом количество регионов страны, в которых проводилось это тестирование, расширялось, и в 2009 году тестирование получило статус централизованно проводимого РФ экзамена в средних учебных заведениях, единственной формой выпускных экзаменов в школах и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Формат ЕГЭ — однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ.
ЕГЭ – элемент Болонской системы, в рамках которой все высшие учебные заведения Европы сводятся в один общеконтинентальный образовательный кампус с универсальными правилами преподавания и поведения. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году.
Сегодня, спустя 18 лет, можно утверждать: присоединение России к Болонскому процессу не оправдало возлагаемых на него надежд. Изначально предполагалось, что участие России в Болонском процессе обеспечит автоматическое признание дипломов о высшем образовании выпускников вузов РФ в университетах запада, однако этого не произошло. Более того, внедрение Болонской системы привело к тому, что были утрачены самые важные преимущества и достоинства классического российского и советского образования.
В необходимости выхода России из Болонской системы и в отмене ЕГЭ убеждены многие российские педагоги, родители школьников. С соответствующей инициативой выступили Фонд содействия просвещению и образованию «Русский наследник», многие педагоги, в том числе, Четверикова, председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин и многие другие. Выход из Болонской системы подразумевает не категорический отказ от ее принципов и от опыта, полученного с 2003 года – речь идет о возвращении в систему высшего образования классических вариантов: специалитета и аспирантуры, а также о формировании новой системы образования, основанной на традициях, опыте и наследии русской классической и советской школ.
Наследие имперской и советской школ
История русской классической школы началась с указа императора Александра Первого об учреждении Министерства народного просвещения, который он подписал в 1802 году. Его базовыми принципами стали бессословность и бесплатность начального образования, преемственность учебных программ. При церковных приходах в Российской Империи стали открывать начальные школы для крестьянских детей, главные народные училища стали преобразовывать в гимназии, в программу вводили новые предметы — мифология, статистика, философия, психология, естественная история. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки. После 1864 года доступ к образованию получило все без исключения население Российской Империи.
После революции началось формирование и развитие советской школы. С 1927 года началось внедрение обязательных учебных программ и планов, в рамках которых больше всего учебных часов отводилось на уроки русского и родного языка, математики, обязательными стали уроки химии, труда, черчения, чистописания. Внимание уделялось приобщению школьников к культуре – на базах учебных заведений работали кружки, ученики посещали экскурсии, лекции.
Наследие, оставленное русской классической и советскими школами, может стать базой для формирования новой системы образования после выхода Российской Федерации из Болонского процесса.
Западные ценности больше не подходят. Основа образования – русская классическая школа, стоит на воспитании нравственности. Нравственная энергия.
Мнение педагогов
Российские педагоги открыто называют ЕГЭ одной из главных проблем образования. Они критикуют ее исключение возможностей для обучения детей креативному мышлению, принципам взаимодействия, поиску нестандартных вариантов решения задач, подчеркивая, что речь идет о ключевых для реалий современности навыках. Сами ответы на вопросы в рамках ЕГЭ, отмечают педагоги, не предполагают никакого размышления, рассуждения. Иными словами, форма становится важнее содержания.
Современная система образования накладывает на педагогов нагрузку, которую они сами называют колоссальной, отмечая, что перестают с ней справляться. Многие педагоги отмечают внушительный разрыв по качеству обучения между Москвой, Петербургом, крупными городами и регионами – речь идет о квалификации педагогического состава, об оборудовании, техническом оснащении, что также называют последствием внедрения ЕГЭ и присоединения России к Болонской системе.
Формат ЕГЭ
Формат ЕГЭ как система был разработан в США – для оценивания детей с нарушениями речи, умственными отклонениями, где он используется исключительно в спецшколах. Тестовая система есть в обычных американских школах, однако она адаптирована и грамотно вписана в учебный процесс. В России систему переняли буквально, без адаптации. Ее внедрение в учебных заведениях РФ осуществлялось на высокой скорости и также без адаптации.
Результатом такого подхода к внедрению ЕГЭ российские педагоги считают негативные эмоции, которые дети испытывают к экзамену – школьники буквально боятся его, а вместе с ним – и процесса обучения в целом. По мнению педагогов, система отбивает желание обучаться, получать новые знания, получать информацию и работать с ней. Дети, учащиеся по такой системе, не имеют возможности углубиться в предмет, увлечься им.
Система тестирования, используемая в качестве основы в рамках ЕГЭ, сама по себе может быть неплохим способом промежуточной проверки знаний. Однако то, что происходит в последние годы, можно прямо назвать бездумным насаждением этой системы, тогда как она подходит далеко не всем детям. Многие школьники, даже те, которые хорошо успевают, демонстрируют по итогам тестирования низкие результаты – по причине стресса, который дети испытывают, вступая во взаимодействие с тестом как с формой проверки знаний.
ЕГЭ как система и как формат погружает в глубокий стресс не только учеников, которые утрачивают желание учиться, но и педагогов. Они вынуждены постоянно отрабатывать новые методики, вести отчетность – это тяжелая, и, по мнению самих педагогов, бесполезная работа, которая дополнительно не оплачивается, что противоречит основным принципам организации труда. Любая дополнительная нагрузка, адаптация и внедрение новых разработок – то, что должно оплачиваться дополнительно. Фактически же, на протяжении последних 18 лет, все тестирование новых программ ложится на плечи педагогов и подводится под обязательную программу. Таким образом, вместо того чтобы качественно и ответственно, на высоком уровне выполнять свои прямые обязанности – учить детей, российские педагоги, связанные с Болонской системой и ЕГЭ, «обкатывают» западные образовательные системы. Это серьезный стресс для специалистов, для детей, с которыми они работают, и в комплексе такая ситуация приводит к печальным последствиям, которые можно наблюдать уже сегодня – выросло «поколение ЕГЭ»: люди, не умеющие мыслить, думать, не получающие от процесса обучения удовольствие. Это преступление перед детьми, для которых учеба должны быть интересной, увлекательной.
Причины отказа от Болонской системы
18-летний опыт использования ЕГЭ в России показал – ни экзамен, ни Болонская система в целом не подходят российским школьникам и студентам. В России Болонская система изначально позиционировалась как средство «прогрессивного развития и модернизации». Фактически же можно утверждать, что вместо развития произошло разрушение образования.
Наиболее весомая причина отказа от Болонской системы – события, произошедшие в феврале и в марте 2022 года. Стало очевидно, что вопросы интеграции российского общества, и образования частности, в культурный мир Запада давно перестали быть актуальными и вряд ли будут актуальными в перспективе. На протяжении 18 лет российская система образования действительно функционировала в соответствии с концепцией такой интеграции. О ее результате рассказывают педагоги: дети утратили способность анализировать. Они перестали увлекаться, погружаться в процесс обучения, получать от него удовольствие.
До недавнего времени многие инициативы и изменения системы образования на законодательном уровне искусственно отклонялись, что вызывало в обществе непонимание. Причина отказа становится очевидной только сегодня: нововведения, в том числе, возвращение к практике сдачи выпускных экзаменов в школах выявило бы катастрофическое падение уровня образования в результате реформ, и, по сути, стало бы разоблачением Болонской системы и ЕГЭ.
Можно утверждать, что эксперимент, продолжавшийся на протяжении 18 лет, не удался, более того – он провалился. Пришло время отказаться от него и создать альтернативу.
Русская система образования сегодня
Классическая русская школа может стать базой для формирования новой системы образования в России. На протяжении веков формировалось и складывалось такое понятие, как русская национальная школа – оригинальная и самобытная, отвечающая духу народа, его ценностям, потребностям, национальным культурам народов России.
Педагог К.Д. Ушинский считал, что школьное дело должно стать семейным делом народа. Таким семейным делом может стать русская национальная школа и ее идея. Русская система образования не имеет прямой связи с русским языком, с национальностью – это система, по которой могут обучаться дети всех национальностей, говорящие на разных языках. Она предполагает:
• фундаментальное обучение
• воспитание в детях умения общаться, взаимодействовать, работать в коллективе, анализировать, формировать свою точку зрения, уметь ее аргументированно доказывать
• оценку знаний по итогам полноценных очных устных экзаменов и сочинений.
В рамках новой системы образования в России можно сохранить и тот успешный опыт, который удалось приобрести за годы действия Болонской системы. Это технологии, методические материалы, которые можно переработать и адаптировать под новые условия.
Результатом внедрения принципиально новой системы образования в России станет воспитание грамотных, думающих людей, достойных граждан своей страны, с критическим мышлением, устойчивых к любым манипуляциям, готовых к реальной жизни и работе.
Изучение иностранных языков должно остаться в новой программе образования, однако обязательным необходимо оставить только один иностранный язык. Второй, третий языки могут изучаться дополнительно, по внеклассной программе – такого мнения придерживается директор фонда «Русский наследник» Анастасия Аверьянова и представители инициативной группы российских педагогов. Кроме того, необходимо пересмотреть программу и методику обучения иностранному языку. Сегодня имеется тенденция к развитию навыка письменной речи, и его внедрение необходимо продолжать. Так, все работы ученики должны сдавать в письменном виде – в виде текста, написанного от руки, а не набранного на компьютере. Такая практика позволит разрабатывать мелкую моторику – навык, необходимый всем ученикам без исключения.
Акцент необходимо сделать на изучении точных наук, истории России, ОБЖ. Оценка знаний должна проводиться на базе сочинений и устных экзаменов.
Россия в новом мире
На данном историческом этапе, с учетом складывающейся экономической, политической обстановки в мире, оценивая перспективы отношений и взаимодействия России со странами Европы и США, необходимо ответить на вопрос: насколько целесообразно сегодня, в нынешних условиях, придерживаться Болонской системы — системы, изначально ориентированной на возможность обучения российских выпускников на западе? Стоит согласиться, что сегодня такие перспективы абсурдны. И следующий вопрос — нужны ли эти стандарты, если перспективы возможного обучения россиян в западных вузах по понятным причинам отсутствуют?
В качестве, пожалуй, единственного аргумента в пользу ЕГЭ педагоги называют возможность для выпускников из регионов России поступить в столичные вузы за счет исключения коррупционного фактора. Однако ЕГЭ как таковой проблему коррупции все-таки не решал, а маскировал ее. Новая система образования в России должна строиться так, чтобы фактор коррупции был полностью ликвидирован. Это должна быть открытая система, базирующаяся на наследии имперского, советского и даже российского образования, а не западных ценностях и принципах, потерявших свою актуальность в новых реалиях нашей страны.
База новой системы образования – это классическая русская школа. Ее цель – дать возможность получить высшее образование всем талантливым, заинтересованным и готовым учиться детям:
• без коррупции: в новой системе образования ее не должно существовать в принципе
• без ЕГЭ, вокруг которого сформировался целый рынок услуг репетиторов, занимающихся тренировкой детей, но не их обучением.
Не ориентироваться на Запад – это призыв не только отдельных педагогов, чиновников и общественных деятелей. Это призыв времени и истории.
Одна из приоритетных задач образования – воспитывать молодежь, сохраняя влияние на нее. Россияне должны воспитываться патриотами, и в рамках новой системы образования необходимо особое внимание уделять изучению истории государства, русского воинства, его славы, побед, в том числе, великой Победы народов России над фашизмом.
Конструктивные предложения
В систему образования и воспитания необходимо вернуть патриотику – предмет, который будет способствовать формирования культурного кода и жизни в атмосфере нравственной энергии. По мнению директора фонда «Русский наследник» Анастасии Аверьяновой и педагогического коллектива «Русской школы» в Подольске, преподавать в школах патриотику должны учителя-мужчины – военные, офицеры запаса, ушедшие со службы. За счет таких мужчин необходимо формировать новый педагогический состав. Его создание возможно – офицеры запаса, желающие преподавать, смогут проходить медицинское обследование, комиссию, получать дополнительное педагогическое и психологическое образование. Также мужчины должны преподавать и такие важные предметы, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
Мужчины должны принимать непосредственное участие в воспитании подрастающего поколения россиян, стать ключевыми фигурами в новой системе образования. Нравственное, идейное воспитание в России без их участия, в условиях гендерного перекоса в педагогическом составе, не представляется возможным.
Фонд «Русский наследник» высоко ценит уровень работ и исследований Ольги Четвериковой, кандидата исторических наук, доцента МГИМО Ольги Четвериковой. Внушительную часть своей профессиональной деятельности она посвящает исследованию влияния Болонской системы на качество образования в России, разработке рекомендаций. Работы и исследования Ольги Четвериковой могут стать основой для создания новой системы образования в России, и фонд «Русский наследник» предлагает обратить на них внимание и включить Ольгу Четверикову в комиссию для работы над новой системой образования. В этой комиссии должны работать ведущие российские специалисты, самые опытные и компетентные, а сама работа над системой образования должна основываться на опыте нашего государства.
В рамках реформы российского образования необходимо поддержать педагогов. Поддержка должна быть разносторонней, комплексной, ориентированной на человека и его потребности. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть такую меру поддержки педагогов, как организация их отдыха на курортах Российской Федерации. Это может быть целая система, в рамках которой педагоги смогут ездить на российские курорты, восстанавливать и укреплять свое здоровье и одновременно работать над повышением квалификации. Условия для реализации таких программ есть в Крыму, в Сочи, в Пятигорске.
Одна из ключевых задач новой системы российского образования – повышение уровня престижна профессии педагога в России. Поднять престиж этой профессии, ее статус в обществе – необходимость и дело чести. Нужно изменить отношение к профессии педагога в обществе, пересмотреть уровень заработной платы специалистов в большую сторону. Педагог как специалист должен пользоваться уважением со стороны государства, родителей учеников, школы, и речь идет не только о директорах и завучах учебных заведений, но обо всех преподавателях. Необходимо взять за основу японскую концепцию и многовековую традицию почитания учителя. Так, в Японии нельзя наступать на тень учителя, и можно спорить с адаптацией восточного опыта в России в целом, однако именно этот опыт можно и даже необходимо воплощать в нашей стране.
Задача государства – сформировать условия для возрождения авторитета профессии учителя. Педагог должен стать тем, кого уважают, к чьему мнению прислушиваются. Профессия педагога должна стать престижной, привлекательной для молодого поколения – в перспективе число желающих получить эту профессию и пойти работать в школы, учить детей должно увеличиваться. Ситуация должна измениться — сегодня возвеличиваются абсолютно ненужные, никчемные «профессии», например, блогеры (а они сегодня массово остаются без работы). Самые престижные, почетные профессии будущего – это медики, строители, швеи, учителя.
Учитель в России должен стать настоящей, подлинной элитой нации, на которой строится государственность, и на которую сможет опираться государство. Мы предлагаем и просим поднять авторитет педагога, поддержать учителей в сложные для страны период – обеспечить им комфортные условия труда, восстановить здоровье, снять лишнюю, ненужную нагрузку, навязанную западной Болонской системой. Необходимо раз и навсегда освободить российского учителя от так называемого онлайн-образования. Общая цель – вернуться в нормальный, стандартный режим, в рамках которого учителя смогут заниматься своим делом, трудиться, воспитывать деятелей, патриотов, будущих специалистов, людей, которые будут возрождать и поддерживать наше государство.
Страны, входящие в ЕС, занимают первые места в мире по объему торговли услугами. Их задача, которую они преследовали, в частности, и в рамках распространения Болонской системы – сформировать не систему образования, а рынок для продажи услуг. С этой задачей они справились – услуги продаются сегодня и в России, их потребители – абитуриенты. Самые перспективные студенты и молодые ученые фактически «переманивались» в Евросоюз, и это – тоже последствие формирования рынка «образовательных услуг».
Россия должна раз и навсегда отойти от этой практики и отказаться от формата сферы услуг, в которую превратилось образования, и в рамках которой педагоги фактически работают на позиции менеджеров.