Почему Россия должна принять Государственную доктрину развития образования
Всемирный Русский Народный Собор начал разрабатывать Доктрину развития образования в Российской Федерации. Но прежде, чем выносить этот документ на широкое обсуждение, мы должны спросить себя: а нужен ли этот документ нынешнему российскому образованию, особенно в свете того, что предыдущая Национальная доктрина отменена в 2014 г. Постановлением Правительства Российской Федерации, за 10 лет до окончания срока ее действия?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны ответить и на еще один вопрос. Сегодня, наверное, не найдешь в России человека, довольного состоянием образования. Что это — вечное недовольство образованием или же реальное понимание опасностей, переживаемых российским образованием?
Чтобы ответить на эти вопросы, то есть понять суть происходящего в российском образовании, мы должны в первую очередь понять, каковы те фундаментально ментальные документы, на которых строится современное российское образование, и насколько они соответствуют сущности российского образования. Поняв это, мы сможем точно сказать: тот негатив, который имеется в сегодняшнем российском образовании, — это какая-то случайность, которая сама собой «рассосется», или же это закономерность, которая может разрушить российское образование. Соответственно, ответив на этот вопрос, мы и сможем ответить на вопрос: нужна или не нужна Доктрина образования современной России?
Образование строится на основе как минимум трех документов или хотя бы фундаментальных ментальных вещей: концептуальные основы, закон об образовании и программа развития образования.
Концептуальные основы определяют реальное содержание и смысл развития образования. Они могут артикулироваться в виде манифестов, эдиктов, деклараций, директив, доктрин, стратегий, программных докладов и выступлений, стратегических правительственных решений. При этом чем правильнее концептуальная основа, тем более успешно может развиваться образование.
Конечно, мы можем сказать, что человечество всю эпоху Нового времени почти не создавало концептуальных основ, по крайней мере не оформляло их официально. Это правильно. Но только на первый взгляд. Новое время — это время бесчисленных законов или уставов образования. А в основе любого закона лежат те или иные концептуальные установки. И в каждом историческом случае по-разному, здесь едва ли можно увидеть какую-то общую причину — ею могли быть и политические, и социальные, и экономические требования развития страны, и внутренние условия развития самого образования, но формулировались свои концептуальные основы. При этом чаще всего официально они действительно оформлялись и утверждались только на уровне закона или устава.
В то же время в XX в. концептуальные установки чаще всего официально формулировались, в том числе и в виде государственных доктрин или иных документов, и на их основе принимались законы.
Соответственно, Государственная доктрина — это официально утвержденный государством документ, содержащий совокупность фундаментальных установок развития образования: цели, смыслы, содержание, организация, направления, принципы, условия его функционирования и т.д.
Закон об образовании — это документ, который юридически кодифицирует эти содержательные и смысловые установки. Как видим, закон не является самодостаточной концептуальной системой — он строится на каких-то фундаментальных идеях, он несет в себе осознаваемую, а подчас и неосознаваемую концепцию развития образования. И поскольку в основе развития образования лежит содержание, то исходным документом является Доктрина, а не закон; закон — это форма, это правила, по которым живут и действуют образовательные учреждения и структуры, учителя и ученики, управленцы и все люди, включенные в образовательный процесс.
И, в-третьих, должна быть Государственная программа развития образования, официально утвержденный документ, который содержит совокупность мероприятий, реализующих Государственную доктрину в рамках официального юридического пространства.
В целом же эти три документа и образуют содержательно-смысловую и формально-юридическую основу развития образования. И хорошо, если они достаточно четко различаются и это различие официально фиксируется в виде отдельных документов, внутренне не противоречащих друг другу.
Если под углом зрения сказанного посмотреть на то, что происходило в России с фундаментальными документами в постсоветские годы, то мы увидим, что фактически у нас эти три документа никогда не существовали вместе.
Концептуальные основы до 2000 г. выстраивались на основе решений тех или иных руководителей образования. Известные всем решения Министра образования Э.Д. Днепрова, последующих министров.
Положение изменилось в 2000 г., когда была принята «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная Постановлением № 751 от 4 октября 2000 г. Правительства Российской Федерации. Надо заметить, что по духу это была Национальная доктрина образования. Однако она имела серьезный изъян — в ней были раскрыты только цели и результаты развития образования, но в ней не было главного — основного содержания, принципов и условий его функционирования, механизмов его развития. Поэтому этот документ нельзя было транслировать в другие документы: концепции более частного уровня, в «Закон об образовании», в Государственную программу развития образования.
Судьба этого документа печальна — он не стал руководством к развитию российского образования. Совсем скоро была принята «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», утвержденная Распоряжением №1756-р от 29 декабря 2001 г. Правительства Российской Федерации, которая и стала фактической Государственной доктриной образования.
За ней последовала «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г., № 61, а затем государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 — 2020 годы», утверждена Постановлением №295 от 15 апреля 2014 г. Правительства Российской Федерации. Последней Государственной программой является «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», утверждена Распоряжением №2765-р от 29 декабря 2014 года Правительства Российской Федерации.
Почему же национальная Доктрина не стала руководящим документом для развития российского образования? А потому, что этим документом по факту стали Государственные программы модернизации или развития российского образования. Фактически они являются одновременно и Государственной доктриной, поскольку именно они определяют «стратегические цели и задачи развития системы образования», и Государственной программой. А поскольку они имели принципиально иную идеологию и содержание развития образования, нежели «Национальная Доктрина», то в этой ситуации естественно было ее отменить, тем более что с самого начала Министерство образования и науки РФ ее и не выполняло. Поэтому ее и отменили Постановлением №245 от 29 марта 2014 г. Правительства Российской Федерации. Тихо и незаметно!
Что является концептуальной основой, на которой развивается современное российское образование? Установка, что Россия формирует рыночную экономику и, соответственно, рыночным должно быть и российское образование. Эта идея в качестве фундаментальной заложена в «Программу модернизации российского образования до 2010 года», и эта же идея стала концептуальной основой последующего развития российского образования, и она же определяет развитие российского образования до сих пор.
А уже на основе Государственных программ формировался и «Закон об образовании в Российской Федерации». Поэтому современный «Закон об образовании в Российской Федерации» жестко предписывает функционирование российского образования в режиме рыночного образования. Это реальный рыночный закон не только по духу, но и по букве, то есть по терминологии, включая такие понятия, как образовательная организация, педагогический работник и т.п. И этот закон стопроцентно и наглядно свидетельствует о том, что без концептуального обоснования законов не бывает.
Оценивая в целом эти Программы, мы можем сказать, что в них заложен рыночно-реформаторский подход, который нацелен на ликвидацию базовых основ традиционного российского образования, что проявляется во многих факторах, начиная с подушевого финансирования. Многое в них напоминает и печальный опыт реформ советского образования в 20-е гг. XX столетия, в том числе и отмена обязательных учебных программ и учебников.
В чем суть такого подхода в образовании? В том, что здесь в качестве основополагающего принципа функционирования образования берутся финансовые показатели, а не содержательно-педагогические. И все приносится в жертву этому принципу. Преподаватель вуза должен получать полторы ставки по региону. Как решить этот вопрос? — Очень просто: надо увеличить нагрузку преподавателя до выполнения этого показателя. При этом не берется в расчет, что при этом становится невозможным сохранить качество преподавания, ведь увеличение нагрузки ведет к тому, что преподаватель вуза превращается в простой автомат-урокодатель. А что такое эффективный контракт? Ради чего он введен? И можно продолжить приводить примеры, когда идет фактическое понижение качества российского образования во имя выполнения финансовых показателей, — ведь приоритетными являются они.
Наиболее наглядно этот подход являет нам «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы». Поразительно, насколько неряшливо составлен этот документ: в нем нет ни одного определения фундаментальных понятий, даже программно-целевого и проектно-целевого подходов, в нем содержание параграфов не соответствует их названию, в нем нет основополагающих идей; всюду формальные противоречия, и самое недопустимое — есть целые абзацы, лишенные всякого смысла: «В случае дальнейшего развития сложившейся проблемной ситуации в системе российского образования без организации программного воздействия на проблемные моменты стагнация образования приобретает ярко выраженный характер».
Самое же опасное состоит в том, что в Программе отрицается то, что на самом деле реализуется на практике, то, что переживает сегодняшнее российское образование, то, что мы все переживаем: сокращение числа преподавателей в вузах без объяснения причин такого сокращения, слепое исполнение Болонского соглашения и т.д.
И в этой ситуации самое главное — не показывать и не доказывать бесчисленные и содержательные, и формальные ошибки этой Программы — все это займет не одну страницу, самое главное понять, что здесь, вопреки объективным потребностям страны, общества, каждого человека, заложена рыночная концепция, разрушающая наше образование. Причем наше образование функционирует в еще более жестких рыночных условиях, чем в США. Во всяком случае, в США преподаватели университетов не поставлены в такую жесткую конкурентную ситуацию.
Да, на первый взгляд кажется, что рыночная концепция — это совершенно правильная концепция: если мы живем в рыночном обществе, то и образование должно быть рыночным. Но естественно встает вопрос: а насколько оправдана эта установка? Должны ли и могут ли все социальные сферы нормально существовать и развиваться в рыночном режиме в рыночном обществе?
И при ближайшем рассмотрении оказывается, что многие сферы не могут, а поэтому не должны существовать в рыночном режиме. Армия, живущая по рыночным законам, то есть наемная армия, — это не армия, а ее извращение. И поэтому наемная армия — это армия, наперед обреченная на поражение.
Не может развиваться на рыночных механизмах Церковь. И наука не может развиваться на основе рыночных законов. Результат развития нашей науки на рыночных условиях виден в следующем факте. 20 октября 2016 г. на заседании Правительства Д.А. Медведев заявил о том, что Правительство вложит 30 млрд рублей для оплаты иностранных ученых. Как будто бы радоваться надо. Иностранцев везут. А на самом деле — это черный день российской науки. Могли ли мы в 80-е годы прошлого века в самом кошмарном сне представить, что мы будем завозить в нашу страну иностранных ученых? И это в ситуации, когда свои не находят себе применения. Таков результат действия рыночных механизмов в науке.
Итак, есть социальные сферы, которые не могут работать в рыночном режиме. И такой сферой, безусловно, является образование. А если это так, то значит, образование, переведенное в режим рыночно-либерального функционирования, неизбежно обречено на развал или разрушение. И оно обречено на развал закономерно, так как рыночно-либеральный подход к организации образования не соответствует его сущности.
Отсюда следует, что сбои в работе российского образования — это не случайность, а глубокая закономерность, детерминированная извращенным характером ее концептуально-правовых установок: мы развиваем наше образование на основе документов, содержание которых не соответствует сущности российского образования. Ситуация естественно усугубляется случайными решениями, принятыми под воздействием случайных причин: то ли какого-то документа, неизвестно где и кем подписанного за рубежом, то ли события, потрясшего страну, то ли срочной экономии средств и т.п.
Совершенно понятно, что говорить об успешном развитии образования в этом случае не приходится, потому что оно функционирует по законам, противоречащим его сути, и на основе чужеродных механизмов,. В силу этого нетрудно понять, что совсем скоро мы разрушим свое массовое классическое образование, как некогда разрушили промышленность и сельское хозяйство, и поэтому совсем скоро Россия превратится из мировой «фабрики мозгов» в страну, их ввозящую. А ведь сегодня еще можно успеть возродить свое собственное образование! Как это сделать?
Первый путь. Сохранить существующую концептуальную и юридическую основу, надеясь, что новый министр образования и науки будет принимать правильные решения, например остановит безумное слияние университетов, возвратит педобразование на академический бакалавриат и т.д., и ситуация постепенно разрулится. В этом случае методом проб и ошибок, путем устранения хотя бы самых разрушительных положений этих документов мы сможем смягчить их действие.
Однако этот путь безнадежный, потому что система сильнее любого отдельного человека, даже министра. Поэтому требуется другой путь: понять, что вся система основополагающих документов не соответствует сущности развития российского образования, и сознательно разработать концептуальные и правовые документы, соответствующие его сущности, его духу, его истории, его современному состоянию и его оптимальному будущему.
Поэтому мы просто обречены разработать весь пакет таких документов, начиная с Государственной доктрины развития российского образования и заканчивая Государственной программой развития российского образования. Заметим, что принятие одного из этих документов само по себе лишено смысла. Так, коммунисты говорят, что они предлагают для принятия в новой Государственной думе свой вариант Закона об образовании. Но если его принять безотносительно к реальному состоянию российского образования и к реальной Государственной доктрине развития российского образования, другим базовым документам или решениям, то каким бы хорошим сам по себе Закон не был, он будет только разрушать российское образование. А чтобы он служил пользе дела, он должен быть принят в едином пакете с другими фундаментальными документами.
Исходя из этого, мы обязаны создать всю концептуальную, содержательную и правовую основу развития российского образования. Какие фундаментальные идеи должны лежать в основе этих документов?
Во-первых, восстановление массового классического российского образования как на уровне общеобразовательной школы, так и профессиональной. Оговорюсь, что сохранение массового российского классического образования — это и спасение всего мирового образования, так как в этом случае у него остается шанс создавать свои массовые классические школы.
Во-вторых, концептуально российское образование должно быть направлено на формирование людей для будущего. При этом оно должно строиться не только в соответствии с будущим России, в частности России пятого и даже шестого технологического уклада, но и с учетом значительной неопределенности будущего России и мира.
В-третьих, оно должно быть такого качества, чтобы Россия надежно обеспечила себе лидирующие позиции в мировом образовании.
В-четвертых, развитие образования должно идти на своей исторической основе, как практической, так и теоретической. И не потому, что мы тупо хотим обособиться от светлого Запада, а потому, что российское образование по концепции является лучшим в мире. И функционирование советского образования это вполне подтвердило. Подчеркнем, что если мы говорим о необходимости развития российской музыки на своей основе, то это не значит, что мы хотим изолировать свою музыку от мировой культуры; просто мы обязаны строить свою культуру на основе действительно ее лучших достижений. Соответственно, российское образование является лучшим потому, что это — массовая академическая или классическая школа. Поэтому нельзя переходить на более худшую основу, ведь в этом случае мы оказываемся в заведомо проигрышном положении.
В-пятых, самое активное взаимодействие со всем миром. Но не затем, чтобы бездумно выполнять любые решения наших «старших партнеров», а потому может так, что равноправное взаимодействие служит взаимообогащению образования. При этом в своем образовании надо учитывать мировой опыт не только современный, но и исторический.
Что должны включать в себя концептуальные документы? Государственную доктрину развития российского образования. Это основополагающий документ, определяющий состояние и тенденции развития российского образования, его основные концепты, его цели и идеалы, его содержание и организацию, его основные направления и траекторию развития, основополагающие принципы и условия функционирования и развития образования, его организацию, включая планирование и контроль, учебно-методическое сопровождение, механизмы функционирования и развития образования, механизмы принятия решений, механизмы взаимодействия российского образования с другими социальными сферами нашего государства и зарубежными системами образования. При этом главным должно стать определение концептуальных основ содержания образования и формулировка его смыслов — это основа образования.
На основе Государственной доктрины принимается комплекс концепций развития отдельных ступеней образования: дошкольного, среднего, высшего; его отдельных направлений — умственного, эстетического и т.п.; основные направления развития профессионального и постпрофессионального образования. Это огромная совершенно необходимая работа, потому что чем шире и чем более правильно будет разработана концептуальная основа, тем успешнее будет развиваться образование.
На основании этого пакета концептуальных документов формируется «золотой стандарт» содержания российского образования, а дальше разрабатываются государственные образовательные стандарты для всех школ. На основе стандартов пишутся базовые обязательные учебные программы и учебники.
На этой основе разрабатывается процессуальная сторона развития российского образования, начиная с организации образования и заканчивая методиками и технологиями.
И только имея эту концептуально-содержательную базу, хотя бы ее основные документы, можно будет разработать «Закон об образовании в Российской Федерации», соответствующий сущности российского образования.
Разработка всего этого комплекта документов и материалов заложит основу создания Государственной программы развития образования.
Создание и принятие этих документов — а их лучше разрабатывать и принимать вместе — позволит утверждать, что создана целостная концептуально-содержательная, правовая и организационно-практическая база развития российского образования.
Реализация этих документов потребует создания новых управленческих, научных и т.п. структур и уточнения функций уже существующих. Например, резко возрастет роль УМО, потому что они будут разрабатывать и представлять на утверждение в Министерство образования и науки РФ основной массив учебных документов и материалов: концепции, стандарты, программы, учебники.
Разумеется, создание совокупности документов — это не все, что нужно для успеха образования. Нужно их эффективное исполнение. И конечно, нужна реальная работа и забота всего общества об образовании. Что позволило СССР создать лучшую систему образования в мире? Это реальное исполнение целого комплекса общегосударственных принципов и установок: все лучшее — детям; дело образования — дело всего народа; широкая востребованность кадров высшей квалификации во всех социальных сферах; сравнительно высокий уровень зарплат учителей, и особенно высшей школы; высокий статус и престиж учителя и др.
И сегодня у России ещё есть интеллектуальный, исторический и духовный потенциал, чтобы успешно развивать свое образование. Начинать реальное оздоровление российского образования надо с разработки и официального утверждения совокупности официальных документов, самым главным из которых является Доктрина образования. И вот почему мы считаем необходимым и ее разработку и ее дальнейшее широкое обсуждение на уровне профессионального сообщества, с перспективой широкого общественного обсуждения и ее официального принятия.
Меньшиков В.М., доктор педагогических наук, профессор Курского университета
Источник: https://ruskline.ru/analitika/2017/04/13/pochemu_rossiya_dolzhna_prinyat_gosudarstvennuyu_doktrinu_razvitiya_obrazovaniya