Святители московские вернутся в Кремль
Поручение Президента РФ — Путина Владимира Владимировича от 1 августа 2016 года: «Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество», Министерству культуры Российской Федерации совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации рассмотреть вопрос о воссоздании на историческом месте креста в память о трагической гибели великого князя Сергея Александровича. Срок – 30 сентября 2016 года. »
В ночь на 3 ноября 1917 года большевики начали ритуально-магический расстрел Московского Кремля из тяжелых орудий. Пушки убивали сердце Первопрестольной! Изуверский обстрел Кремля продолжался три дня и четыре ночи. Были серьезно повреждены Успенский собор, Чудов монастырь, колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, патриаршая ризница и другие святыни Кремля. Расстрел Кремля, по приказу большевиков, осуществляли немецкие офицеры из военнопленных. После расстрела Кремля большевики отдали его на разграбление и осквернение «золотой роте» Красной армии, составленной из интернациональной шпаны. Немцы оставили свои глумливые надписи в приделе Святителя Николая в Филаретовой звоннице. Церковный Поместный Собор 1917–1918 годов создал специальную комиссию для документирования преступления большевиков против Русского народа и Святынь Кремля. Многие благочестивые москвичи свидетельствовали впоследствии о том, что видели, как в ночь на 3 ноября 1917 года состоялся Великий Исход Святых из Московского Кремля! Кремль стал духовно пуст. Пройдет девять месяцев, и Августейшая Семья Императора Николая II совершит свою искупительную жертву в мрачном подземелье Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Со Святителями Московский Кремль покинула Божественная Благодать и Милость. Русскому народу предстояло ходить, по выражению Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, по щиколотку в крови долгих 70 лет.
16 января 2012 года «Русская народная линия» опубликовала обращение к православным людям Митрофорного протоиерея Алексия Аверьянова, настоятеля храма Рождества Святителя Николая на Пресне в Москве, с призывом: «Прошу всех Православных христиан внести изменение в 50-й псалом “да созиждутся стены Кремлевския” вместо “стены Иерусалимския” до времени нормализации политической жизни России».
Глубоко уважаемый в патриотической среде отец Алексий об изменении 50-го Псалма имел извещение Свыше, и по благословению Архиепископа Каннского Варнавы начал молиться о восстановлении Московского Кремля и возвращении в Кремль Божественной Благодати и Московских Святых, вдохновителей Великих Князей и Царей в великом деле строительства Державы Российской. В наше смутное время, когда либералы и прочая мелкая нечистая сила пытаются подорвать основы нашего государства, призыв «Да созиждутся стены Кремлевские» важен, чтобы сохранить и укрепить нашу Российскую Державу и просветить сердца православных людей. Под «стенами Кремлевскими» русские православные люди понимают, конечно, стены именно Московского Кремля и прилежащего к нему Китай-города, то есть буквально «стены Московские». Для православного человека Москва – это первопрестольный град нашей Православной Державы и «Третий Рим» (а четвертому не бывать), и, по пророчеству Святителя Петра Московского и всея России Чудотворца, Москва же – грядущий Новый Иерусалим. Поэтому, молясь «Да созиждутся стены Иерусалимские», мы подразумеваем «Да созиждутся стены Московские» или «Да созиждутся стены Кремлевские».
В июле 2014 года Президент России Владимир Путин предложил снести административный 14-й корпус на Ивановской площади Московского Кремля и восстановить стоявшие на сем месте Чудов и Вознесенский монастыри. «Такая возникла идея – не восстанавливать этот новодел (14-й корпус), а, наоборот, восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью. Я сразу хочу сказать, что я ни на чем не настаиваю; эта идея – предложение», – сказал В. В. Путин. Еще несколько лет назад великие святыни – Чудов и Вознесенский монастыри – казались утерянными безвозвратно. Восстановительные работы такого масштаба в Кремле казались чем-то невозможным. Монастыри стояли по соседству стена к стене и занимали все пространство между Ивановской площадью и восточной Кремлевской стеной вплоть до Спасских ворот. Живописный и многообразный монастырский архитектурный ансамбль был виден и с Красной площади, и со стороны Москвы-реки. Когда святые обители будут восстановлены, то и образ Кремля снова обретет свою духовно-художественную полноту. Уничтожение большевиками монастырей, конечно, самая трагическая утрата всего ХХ века для Кремлевского ансамбля, ведь это не только величайшие святыни для русского православного народа, это два древнейших монастыря в Москве. Возродить монастыри следует в их подлинном историческом облике. Поскольку 14-й корпус Кремля не относится к объектам культурного наследия, он будет сноситься полностью.
Существует огромное количество картографического материала и всевозможных старинных изображений монастырей. Есть и чертежи. Сохранились даже обмерные чертежи нескольких храмов Чудова монастыря, перед их кощунственным сносом в 1929 году также делались фотофиксации и обмерные чертежи. И Чудов, и Вознесенский монастыри были основаны еще в XIV веке. В древности крепость на Боровицком холме, основанная в 1152 г оду Великим Князем Юрием Владимировичем Долгоруким, шестым сыном Владимира Мономаха, называлась просто: град Москов; название перешло от еще более древнего Москова, существовавшего с незапамятных времен на Швивой горке (Таганский холм) возле впадения Яузы в реку Москву. Тот городок Москов и был впервые упомянут в Летописи под 1147 годом. В ту пору Боровицкий холм, возвышавшийся на стрелке Москвы-реки и Неглинной, был еще покрыт густым сосновым бором, а на его вершине находилась пещера, в которой отшельничал Святой Старец Вакула, или, по московскому наречию, Букал. Когда Старец отошел ко Господу, над его могилой был возведен деревянный храм в честь Преображения Господня, а Великий Князь Юрий Долгорукий решил строить вокруг Святыни новую крепость. При Преображенском храме Спаса на Бору и возник первый московский монастырь, который впервые упоминается среди других московских и подмосковных монастырей, сожженных Батыем в 1237 году.
Следующий раз Спасо-Преображенский монастырь упоминается в 1319 году. После возведения каменного Успенского собора к 10 мая 1330 года вместо деревянного храма Великим Князем Иоанном Калитой был возведен и каменный храм Спаса на Бору, который был снесен большевиками 24 сентября 1932 года, а на его месте во дворе Большого Кремлевского Дворца было построено караульное помещение. Но еще в старину Спасский монастырь, мешавший расширению Великокняжеского Дворца, в 1490 году был перенесен на берег Москвы-реки за Таганским холмом. Новая обитель стала именоваться Ново-Спасским монастырем, который существует и ныне. В первой половине XIV века внутри стен деревянной Московской крепости помимо Великокняжеской резиденции и храмов существовала плотная городская застройка. Тут к востоку от Великокняжеского Терема и Успенского собора располагались здания различных государственных учреждений, иноземных подворий, а также жилые дома знатных москвичей, как бояр, так и богатых купцов-гостей. На том пространстве, где сейчас простирается Ивановская, или Царская, площадь, среди узких проездов и зданий была небольшая деревянная церковь во имя Чуда Архистратига Божии Архангела Михаила в Хонех. А еще восточнее к ней примыкало ханское Золотоордынское подворье возле самой крепостной стены. Около 1358 года вдова хана Узбека царица Тайдула ослепла, и ей было откровение, что исцелить ее сможет Киевский Митрополит Алексий (Бяконт), кафедра которого располагалась в Москве. Она и пригласила Святителя в Золотую Орду. Приезду Митрополита в Орду предшествовали необыкновенные события и в Москве. Святитель не мог быть уверенным в ожидаемом от него исцелении и потому отслужил в Успенском соборе молебен, во время которого у гроба Святителя Петра Чудотворца „се от себя сама загорелась свеча“. Митрополит взял часть чудесной свечи и изготовил из нее малую свечу для молебна в Орде. Встретили Святителя Алексия царствующий хан Джанибек, сын царицы Тайдулы, и ее внук Бердибек с величайшим почетом, в окружении всех своих придворных. Митрополит отслужил водосвятный молебен, зажег чудесную свечу и окропил глаза Тайдулы освященной водой, после чего слепая царица прозрела. Утром царица Тайдула велела своим мастерицам сшить Святителю Алексию такие одежды, какие ей накануне привиделись во сне.
Позднее это облачение хранилось у раки Святителя Алексия в Чудовом монастыре. Кроме того, в знак благодарности Тайдула подарила Святителю Алексию земли Ордынского подворья в Московской крепости. В свою очередь Московский Великий Князь для нового Ордынского подворья выделил обширные земли в Замоскворечье в районе нынешних Ордынских и Татарских улиц. В 1365 году во время великой засухи в московской церкви Всех Святых случился пожар, получивший в истории название Всехсвятского. В течение двух часов сгорела вся Москва, в том числе и деревянные стены Города. Юный Великий Князь Московский Димитрий Иоаннович, по совету Святителя Алексия и по его проекту, решил расширить Московскую крепость и ее стены выстроить из белого камня, добываемого в подмосковных каменоломнях по реке Пахре. Производство кирпича на Руси в то время уже существовало, но помятуя пророчество Святителя Петра Чудотворца о Москве как о Новом Иерусалиме, Святитель Алексий выбрал для облицовки новых московских стен белоснежный известняк, как градостроительную икону Нового Иерусалима, описанного в 21 главе Откровения Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Именно с той поры Московская крепость и приобретает наименование Кремля – нерушимой крепости как бы из огненосного кремня, а в народе Москва начинает именоваться Белокаменной. Сама общая площадь Кремля стала значительно больше: стена между Неглинной и Москвой-рекой была отодвинута гораздо восточнее. А на землях бывшего Ордынского подворья и на месте Чудовской церкви Святитель Алексий решил устроить новый монастырь, который и получил название Чудова монастыря. Новой обители Святитель Алексий, сам будучи изографом, храмоздателем и писателем, не только усвоил статус монашеского общежития. При монастыре он устроил училище иконописцев, церковных мастеров и книжных писцов. Причем в этом училище стали обучаться русской грамоте, а также греческому языку не только послушники и монахи, но и дети бояр, дьяков и подьячих, чьим уделом потом становилась служба Государю и Руси. Чудовское училище Святителя Алексия, устроенное по образцу таких же учреждений, возникших на Руси еще при Великом Князе Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде, легло в основу высшего образования грядущей России. Митрополит Алексий позаботился о бла-годенствии и достатке обители, снабдив ее не только драгоценной утварью, но и отдав в монастырское владение села, рыбные заводи и прочее. У татарина Ильи Азакова Святитель выкупил село Черкизово и отдал Чудову монастырю. Также обители принадлежали Хамовники, которые вплоть до 1626 года назывались Чудовкой – по названию монастыря.
После смерти Митрополита Алексия его, согласно завещанию, похоронили в Благовещенском приделе Чудовой церкви. В 1431 году во время Литургии обвалился верх старой каменной церкви. По счастливой случайности никто не пострадал, но нужно было заново отстраивать храм. Во время строительных работ было открыто захоронение с нетленными Мощами Святителя Алексия. Мощи поместили в дворцовом Благовещенском соборе. Здесь же тогда хранился жезл Святителя и облачение, подаренное ему царицей Тайдулой. В 1483 году по указу Великого Князя Иоанна Васильевича в Чудовом монастыре была построена новая церковь с Благовещенским и Алексиевским приделами. Сюда перенесли Мощи Святого Алексия, а в дворцовой церкви Алексиевский придел упразднили. В 1504 году, ознаменовавшемся масштабными строительными работами по расширению и обновлению Кремля, заново перестроили и главный храм Чудова монастыря. Облицовку новых Кремлевских стен итальянские архитекторы сделали из красного кирпича, но в память о Кремле Белокаменном их регулярно покрывали побелкой.
В 1535 году Великая Княгиня Елена Васильевна, урожденная Княжна Глинская, мать будущего Святого Великомученика Царя Иоанна Васильевича Грозного, по завету покойного супруга Великого Князя Василия Иоанновича, устроила две драгоценные раки: золотую для Мощей Святителя Петра в Успенском соборе и серебряную для Мощей Святителя Алексия в Чудовом монастыре. Великий Князь Василий III задумал это сделать еще при жизни в благодарность за рождение первенца, но не успел, поэтому его волю выполнила вдовствующая Княгиня. Начиная со Святого Великомученика Царя Иоанна Васильевича Грозного пошел обычай крестить в Чудовом монастыре у раки Святителя Алексия новорожденных детей Царского рода. Здесь были окрещены Царевич Иоанн (1554), Царевич Феодор (1557). Позднее в Чудовском храме патриарх Филарет собственноручно крестил своего внука Царевича Алексея Михайловича Романова, а в 1672 году Царь Алексей Михайлович здесь окрестит своего сына, будущего Императора России Петра I. В 1602 году именно из Кремлевского Чудова монастыря сбежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев, известный также как Лжедмитрий. Сын галицкого дворянина Богдана Отрепьева, после смерти отца он стал жить у бояр Романовых, родственников Царя Иоанна Грозного. Когда же Романовы попали в опалу, младший Отрепьев постригся в Чудов монастырь под именем Григорий. За границей Отрепьев стал выдавать себя за Царевича Димитрия Иоанновича, якобы не убиенного в Угличе, а чудесным образом спасшегося от смерти. Поляки поддержали эту легенду, преследуя свои политические интересы, и в Москву Лжедмитрий вернулся с немалым войском.
В 1612 году во время польской оккупации в Чудовом монастыре принял смерть Святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Находясь в заточении, он не переставал рассылать по всей стране призывы восстать на борьбу с врагами России, он возносил к Богу свои святые молитвы о спасении России, из монастыря вдохновил князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосту Кузьму Минина на борьбу за суверенитет государства и против иноземной интервенции. Святитель Гермоген отказался благословить на царство польского королевича Владислава, за что был умерщвлён мученической голодной смертью. Но смерть Святого Патриарха послужила духовным толчком для освободительного движения против польско-литовского гнета. Русский народ, по молитвам Святого Патриарха Гермогена, очистил Святую Русь от польских захватчиков.
При Царе Алексее Михайловиче мощи Святителя Гермогена из гробницы в Чудовом монастыре перенесли в Успенский собор. Уже тогда началось его местное московское почитание как священномученика, а к лику общероссийских святых его причислили лишь в 1912 году. В подклете Святейший Патриарх Гермоген, освятили храм в его имя.
Очередной пожар, разразившийся в Москве в 1626 году, снова уничтожил Чудов монастырь. В конце XVII века было принято решение перестроить заново Алексеевскую церковь, что и было сделано. Весной 1686 года новую церковь во имя Святителя Алексия освятили. Алексеевская церковь по-прежнему оставалась двухпрестольной, но теперь была разделена на отдельные половины с разными входами: мужскую и женскую. Алексеевский придел предназначался для мужчин, а Благовещенский – для женщин.
Приблизительно в эти же годы на территории Чудова монастыря в Московском Кремле была построена церковь Апостола Андрея Первозванного, основанная в память о подавлении стрелецкого бунта 1682 года. В 1737 году храм переосвятили в Крестовоздвиженский и сделали больничным храмом при монастыре, но в XIX веке церковь вновь освятили как Андреевскую.
Чудов монастырь внес неоценимый вклад в развитие русского просвещения, а также играл большую роль в жизни государства. Два его архимандрита, Иоаким и Адриан, избирались русскими патриархами, а после отмены патриаршества во время правления Царя Петра I чудовскому иеродиакону Тимофею было поручено надзирать за проведением церковных обрядов во всей Москве. После того как в 1737 году была восстановлена Московская епархия, в Чудовой обители возродилась Кафедра московских архиереев. Именно здесь жил Максим Грек, а Патриарх Филарет (Романов) в память о просветительской деятельности Святителя Алексия Чудотворца основал Патриаршую школу, положившую начало Славяно-Греко-Латинской Академии. По древнему кремлевскому обычаю при монастыре существовала школа для подготовки квалифицированных кадров для Государства Российского. По традиции в Чудов монастырь отдавали на обучение боярских сыновей. Отроки находились в монастыре до 16 лет, а затем возвращались домой. По отзывам иностранного путешественника Кленка, бывавшего в этом монастыре, обитель была похожа больше на учебное заведение для аристократии, чем на монастырь. Во второй половине XVIII века у монастыря появилось красивое крыльцо с башенками в готическом стиле – автором его был Матвей Казаков. Еще обитель славилась на всю Москву своими просфорами и медом. Из ценностей, хранившихся в обители, особо известными были Евангелие, которое перевел с греческого сам митрополит Алексий, и его завещание, а также посох Императора Павла I и украшенная бриллиантами «Потемкинская» митра, которую митрополиту Платону подарил князь Потемкин.
Во время войны 1812 года, когда армия Наполеона вошла в Москву и вторглась в Кремль, в алтарной части главной монастырской церкви была устроена спальня маршала Даву. Восстановили обитель лишь в 1814 году. Большой вклад в ее воссоздание и украшение внес архитектор М. Д. Быковский. Благодаря ему в соборной монастырской церкви появился большой бронзовый иконостас с Царскими Вратами, изготовленными из серебра. Великим Постом 1818 года в Кремль из Санкт-Петербурга прибыла вся Императорская Фамилия. В старом Большом Кремлевском Дворце не хватило покоев, поэтому Семья Великого Князя Николая Павловича расположилась в Архиерейском доме Чудова монастыря. Именно там 17 Апреля в 11 часов утра родился Великий Князь Александр Николаевич – будущий Государь Император Александр II Николаевич Освободитель. В связи с этим исключительным событием в 1826 году был изменен статус Архиерейского дома, который стал именоваться Малым Николаевским Дворцом. Именно в стенах этого Дворца при Чудовом монастыре Император Николай I отмечал недавнюю победу над Персией. Тогда на вечное хранение в обители остались военные трофеи – ключи от крепостей и знамена. Здесь же Император отмечал и подавление восстания «декабристов». В ознаменование этого события прошла служба с молебном «за избавление от крамол, угрожавших бедствиями всему Государству Российскому».
А в начале 1905 года неподалеку от Чудова монастыря террористом-бомбометателем Каляевым был убит Московский генерал-губернатор Великий Князь Сергей Александрович, которого похоронили в подклете Алексеевского придела Чудова монастыря – точно под ракой с Мощами Святителя Алексия Чудотворца. Когда в начале 1918 года из Петрограда в Московский Кремль переехали большевики, какое-то время в обители еще жили иноки, но такое соседство не устраивало революционную власть. В 1919 году Чудов монастырь закрыли. Вначале в его помещениях разместился кооператив «Коммунист», изба-читальня, а затем его передали кремлевскому Лечсанупру, отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства.
История женского Вознесенского монастыря не менее драматична, хотя и не столь широко и подробно известна, как история Чудова монастыря. После смерти в 1389 году Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского его вдова Великая Княгиня Евдокия Димитриевна приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и основала неподалеку от Чудова монастыря, ближе к новой восточной Кремлевской стене, монастырь во имя Вознесения Христова. Если для Русских Великих Князей и Царей усыпальницей стал Кремлевский собор во имя Архангела Михаила, то главный храм Вознесенского монастыря стал усыпальницей для Великих Княгинь, Великих Княжон, Цариц и Царевен.
Но одно духовное событие, связанное с Кремлевским Вознесенским женским монастырем, заслуживает особого внимания. Накануне захвата Москвы Наполеоном из Вознесенского монастырского собора часть икон и церковной утвари была вывезена в дворцовое село Коломенское. В их числе был и образ Божией Матери «Царьградский» из иконостаса собора.
После наполеоновского нашествия были предприняты большие работы по восстановлению обители, и для главного собора был создан новый иконостас. А икона Божией Матери «Царьградская» так и осталась в Вознесенском храме Коломенского, который был возведен в честь рождения Царя Иоанна Васильевича Грозного его отцом, Великим Князем Василием Иоанновичем. Со временем иконостас Вознесенского храма поновлялся, икона «Царьградская» потемнела, как не представляющую «ценности» ее поместили в подклет Вознесенского храма, где она многие годы провела в забвении и пренебрежении. И только в день отрешения Государя Императора Николая Александровича от Престола 2 Марта 1917 года эта икона была чудесным образом обретена, отмыта и снова помещена в иконостас Вознесенского Коломенского храма. С той поры под именем иконы Божией Матери «Державная» она стала почитаться православным Русским народом как икона-пророчество о Воскресении Царской России.
Как полагают люди духовно прозорливые, в честь этой иконы на Красной площади вместо зиккурата-мавзолея необходимо возвести храм во имя иконы Божией Матери «Державная», что стало бы восстановлением духовной нити преемства от Вознесенского монастыря в Кремле через Вознесенский храм в Коломенском к новой Царской России. В 1929 году Чудов монастырь, Малый Николаевский Дворец и Вознесенский монастырь разрушили, а на этом месте было решено построить здание школы красных командиров, проект которого разработал российский архитектор Иван Рерберг. Позднее здесь разместился Президиум Верховного Совета. Мощи Святителя Алексия вначале перенесли в Архангельский собор в Кремле, а в 1947 году по приказу Сталина их перенесли в Елоховский Благовещенский собор, где они находятся и сейчас. Ценные иконы из Чудова монастыря передали в Третьяковскую галерею и Оружейную палату Кремля. В начале 1990-х годов во время ремонтных работ на автостоянке возле корпуса № 14 была случайно вскрыта гробница Великого Князя Сергея Александровича, находившаяся в подклети храма Чудова монастыря, фундаменты которого сохранились до сих пор. Честные останки Великого Князя-Мученика были перенесены в Ново-Спасский монастырь, там для них специально была построена часовня. В самый разгар ельциновской смуты это известие о фундаментах в Чудовом монастыре стало своеобразным духовным напоминанием народу России об утраченной святыни…Сегодня мы видим начало возрождения Святого Кремля, через это, безусловно, придет и укрепление нашего государства. Великие Русские Святые вернутся в Кремль, и воскреснет Держава Российская во Славу Божию и радость всех просвещенных людей на Земле!
Автор статьи — преподаватель истории Анастасия Лесникова