Как выбрать мультфильм для ребенка? Педагог Анастасия Аверьянова
Сегодня производится много мультфильмов, игр, игрушек… рынок переполнен детской продукцией.
Кажется, что при таком изобилии не составит труда найти для ребенка хороший мультфильм или игрушку. Но, к сожалению, это не так. Количество не превратилось у нас в качество, и если говорить о мультфильмах, то сегодня достаточно сложно подобрать ребенку хорошие мультфильмы для просмотра.
Как выбирать мультфильм?
На самом деле у психологов нет однозначного ответа на эти вопросы или списка мультфильмов, которые можно было бы единогласно признать полезными. Исключением, пожалуй, могут быть только лишь старые советские мультфильмы. Мы не встретили психологов или педагогов, которые бы считали не полезными такие мультфильмы как «Двенадцать месяцев», «Умка» или «Варежка» вредными для просмотра.
И так, на что стоит обратить внимание при выборе или покупке мультфильма.
· Во-первых, учитывайте возраст ребенка.
Конечно, было бы идеально детям до 3-4 лет не смотреть вообще телевизор, а читать сказки, просмотр телевизора можно заменить аудио-книгами.
Безусловно, мультфильм – это очень удобно: пока родитель занимается своими делами, ребенок смотрит мультфильм и не требует внимания к себе. Ребенок занят, — мама довольна и может хотя бы немного отдохнуть или заняться хозяйством. Это, конечно, большой и жирный плюс, но есть и минусы. Не стоит забывать, что телевизор вреден даже для взрослого, а что говорить о ребенке, у которого только формируется психика, скелет, осанка, внимательность, особо плохо телевизор может сказываться на зрение малыша. Оказывается, телевизор влияет на психику малышей значительно сильнее, чем на детей старшего возраста. Ведь маленький человечек только начинает формироваться эмоционально. Очень тяжело дети переносят яркие картинки, быструю смену кадров, чересчур насыщенные неестественные или кислотные цвета. А современные маркетологи и аниматоры хорошо осведомлены об этих особенностях детской психики. Вы когда-нибудь замечали, что ребенок всегда поворачивается к телевизору, когда начинается реклама, и смотрит ее не моргая, как завороженный? Ребенок любознателен и беззащитен перед яркостью и информативностью. Ребенку нравится реклама. Часто эту особенность используют современные аниматоры. Вы обращали внимания на то, что современные герои мультфильмов отличаются странными формами или слишком ярким сочетанием цветов?
· Во-вторых, ограничивайте время просмотра телевизора.
Чтобы снизить вред от просмотра, телевизор можно смотреть малышам не больше 30 минут, и школьникам не больше часа в день!
Немецкие исследователи Петер Винтерштайн (Peter Winterstein) и Роберт Юнгвирт (Robert Jungwirth) много лет изучали рисунки пяти-шестилетних детей и обнаружили четкую закономерность: чем больше времени дошкольники проводят перед экраном телевизора, тем меньше деталей и объема на их рисунках, тело обозначается преимущественно схематически и простыми линиями — оно не ощущается ребенком. Учёные утверждают: вред, наносимый психическому развитию ребёнка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности!
Телевидение разрушительно влияет на физическое, психологическое и социальное здоровье ребенка.
Телевидение вредит развитию ребёнка, нанося ущерб способности к обучению, и препятствует успехам в учёбе, оно непосредственно связано с ростом числа детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ). Так, например, представители Массачусетского университета (США), исследовавшие детей с диагнозом СДВГ, констатировали факт, что в 1975 году таких больных в США было всего 150 000, а к 2005 году стало 2 500 000 человек.
Если телевизор в семье работает в фоновом режиме, у ребёнка наблюдается торможение в развитии речи: телевизор не должен мешать ребёнку слышать пение матери и разговоры членов семьи. Ребенок должен активно участвовать в жизни семьи, воспитываться на примере родителей, и нельзя доверять воспитательную миссию телевидению.
В-третьих, смотрите сначала сами то, что показываете детям
Не стоит слепо доверять рекомендациям психологов, советующих мультфильмы. Проверяйте сами то, что будет смотреть Ваш ребенок.
· В-четвертых, доверяйте Вашей интуиции
Если мультфильм популярен, многие его хвалят, а Вам он не нравится, то не стоит его показывать Вашему ребенку. Родительское сердце – вещун. Часто популярные и на первый взгляд добрые мультфильмы имеют под собой подоплеку, не заметную невооруженным взглядом.
Иногда мы не можем объяснить что-то не вызывает у нас доверие.
Хочу привести в пример два очень популярных мультфильма.
Первый это мультфильм «Маша и медведь». Казалось бы красивый, красочный, хорошо проработанный мультфильм. Маша задорная девчушка, ведет себя как ребенок 4-5 лет, играет, бегает, часто что-то ломает…улыбается, много смеется. В общем детям Маша нравится. Но я наблюдала за тем, как мои племянники смотрят этот мультфильм и как ведут себя во время и после просмотра. Они моментально повторяют все, что делает Маша, даже бьют друг друга также как Маша медведя, и смех становится похожим на смех Маши. Они копируют все, что делает девочка на экране. Мне кажется, что этот мультфильм плохо влияет на детей.
Я внимательно просмотрела несколько серий этого мультфильма. Давайте немного проанализируем — кроме современной компьютерной графики какую мораль предлагает мультфильм «Маша и Медведь»? Мне так и осталось не понятно, почему девочка Маша живет с Медведем. Где ее папа и мама? Девочка управляет большим медведем, так как ей вздумается. И он покорно исполняет все ее капризы. Чему учатся маленькие дети во время просмотра этого мультфильма? Мальчики, которые смотрят на эту героиню, шокированы ее поведением. В будущем они будут с опаской смотреть на девочек, вспоминая избалованную Машу. А девочкам весело наблюдать как Маша манипулирует большим мишкой и подсознательно будут копировать ее поведение в общении со взрослыми, и когда вырастут с мужчинами.
В недалеком будущем мы с ужасом будем наблюдать за печальной статистикой разводов, ища причины распада семей. И мало, кто будет догадываться, что в настоящей жизни «Мишка» не станет вечно терпеть избалованную «Машу».
Родителям не стоит доверять воспитание яркому, но сомнительному с точки зрения морали, мультфильму. Ведь если сегодня мы не приучим детей к взаимопониманию и уважительному отношению к людям, то через некоторое время мы обязательно будем иметь еще больший процент разводов в результате заложенной в детстве психологической модели отношений.
Дети привыкают к этому пассивному времяпровождению, что вредит их здоровью и психическому развитию.
Эмоциональная информация, которая была получена через телевидение, используется детьми и в дальнейшей жизни, так как именно телевидение в таком случае в определённой мере формирует схему восприятия всего вокруг.