Славянский Двор

Протопресвитер Алексий Аверьянов "Длина жизни измеряется силой любви"

Посвящаю моему Ангелу - Матушке Валентине Николаевне Аверьяновой, матери семерых детей и праматери шестнадцати внуков, изящной художнице-модельеру, основательнице «Дома Русской одежды Валентины Аверьяновой», в связи с Пятидесятилетием нашей Семьи.

Протопресвитер Алексий Аверьянов 

Богъ даёт богатство
не для покупки земли,
а для приобретения Неба.

Протопресвитер Алексий Аверьянов 

ДЕТСТВО


История моей жизни началась за одиннадцать лет до моего рождения.
В воскресенье, 22 июня 1941 года, в день празднования Всех Русских Святых, нацистская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Мой дедушка, Алексей Ефимович Аверьянов, беспартийный, главный бухгалтер Мосэнерго, сорока шести лет, 26 июня 1941 года записался добровольцем в московское народное ополчение, сборный пункт которого находился в здании администрации кондитерской фабрики «Рот-Фронт» - это бывший «Торговый Дом купцов Леновых», что рядом с церковью Преображения Господня на Болвановке в Замоскворечье.
Знаменательным для народного ополчения было то, что Преображенский храм на Болвановке был построен Великим Князем Московским Василием III Васильевичем Великим, собирателем Московской Руси, на месте Ханского столпа – «Болвана», в память о свержении власти Великой Орды в 1465 году.
В первые дни Великой Отечественной войны в народное ополчение записалось 168 470 москвичей, из которых было сформировано 12 дивизий.

Моя бабушка, Евдокия Петровна Аверьянова, с младшим сыном, 12-летним Аркадием, уехала к родственникам на станцию Елань - под Сталинград, который тогда был глубоким тылом, но после вернулась в Москву.
Средний брат отца, Борис Алексеевич Аверьянов, после окончания 9 класса, в июле 1941 года в составе своего класса был отправлен строить оборонительные сооружения под Смоленск. На фронте он был связистом, в 1943 году на мотоцикле вёз донесение в штаб фронта и был расстрелян с немецкого самолета «Мессершмит», но выжил - в тульском госпитале подлечился, выучился и работал главным бухгалтером на московских предприятиях.

Отец мой, Анатолий Алексеевич Аверьянов, старший из трёх сыновей Алексея Ефимовича и Евдокии Петровны, после окончания 10 класса в 1940 году поступил в Тушинское авиационное училище, и в первую ночь Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, видел знаменательный сон: солнце, широкое пшеничное поле - и навстречу идёт Русский священник в золотых ризах. Голос Свыше ему сказал: «Это твой сын, он родится после войны».
В конце августа 1941 года борттехник старший сержант Анатолий Алексеевич Аверьянов стал участником успешной военной операции «Согласие», в которой части Красной Армии совместно с британской военной группой предотвратили вторжение германских войск на территорию дружественного Ирана и обеспечили Трансиранский маршрут поставки вооружения, техники и стратегического сырья согласно программе ленд-лиза, принятой Конгрессом США.

Отец вспоминал: «Нельзя забывать, что первые образцы легендарного БМ-13 “Катюша” были смонтированы на базе полноприводного автомобиля “Студебеккер”, которые поставляли по ленд-лизу через Иран».
Авиаполк, в котором служил борттехник Анатолий Аверьянов, был расквартирован в городе Мешхеде – в третьем городе Ирана, где находится гробница Имама Резы. Это священный город для мусульман-шиитов. В Мешхеде с 1919 года расположилась большая русская диаспора, которая с симпатией относилась к русскому гарнизону. Русские из города Мешхеда приносили борттехнику Анатолию Аверьянову для ремонта свои часы.

В середине октября 1943 года гарнизон Красной Армии в городе Мешхеде посети шах Мохаммед Реза Пехлеви. Старший сержант Анатолий Аверьянов стоял в почётном карауле при встрече молодого шахиншаха.
Шах Реза Пехлеви был на четыре года старше борттехника Анатолия Аверьянова. Он был первоклассным пилотом, увлеченным боевыми самолётами, волевым офицером и одухотворённым вождем своего народа. Шах произвёл на старшего сержанта Аверьянова неизгладимое впечатление и дал начало развитию его интереса к истории Русской Монархии.
Анатолий Алексеевич Аверьянов, по завещанию своих Христолюбивых родителей, был беспартийный. Всю свою жизнь он глубоко молился, тщательно исследовал национальную и мировую историю, считал себя Русским Монархистом. В письме с фронта от 2 августа 1942 года, написанном им по пути в Сталинград, дедушка Алексей Ефимович пишет моему отцу: «Дорогой мой сынок Толя! Крепко, крепко целую тебя и желаю тебе счастья и счастья, мое сердце тянется к тебе, я поднял к небу свои, наполненные слезами радости глаза и принёс благодарность Богу, за свои счастливые дни, мне хочется положить свои руки на твою голову и благословить тебя на благополучную счастливую жизнь!».
Отец вспоминал о службе в авиаполке в Мешхеде: «Всю войну, каждое утро, до начала полетов, которые начинались в четыре часа утра, я выходил на взлетное поле, и на коленях молил Бога о семье и своих товарищах».

В зрелости Анатолий Алексеевич имел от Господа Бога дар постоянной Иисусовой молитвы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псково-Печерского монастыря, ныне широко почитаемый Исповедник Святого Православия, который духовно окормлял отца, говорил: «Отец Анатолий, какой вы величественный человек, таких сейчас уже не рождается!». Отец в ответ отшучивался: «Да, дорогой Батюшка, кто сегодня захочет носить ботинки 47 размера?».

Архимандрит Иоанн благословил отцу принять священный сан и подарил Церковный Календарь с фотографиями епископов Московской патриархии на вкладке. Отец внимательно посмотрел на лица епископов и развеселил отца Иоанна своим замечанием: «Начальники ваши все упитанные!».

Молох «Гонки вооружений», многолетняя работа на стартовом комплексе космодрома «Байконур» истощила жизнь Анатолия Алексеевича - в 66 лет он умер от лейкемии, но последними его словами на земле были «Как я люблю Господа!».

Анатолий Алексеевич свято хранил Серебряный Рубль с изображением Святого Мученика Царя Николая, который он получил, как икону, от своего отца Алексея Ефимовича, в честь которого я получил имя при рождении. Но дедушка родился 17 марта 1895 года, в день памяти Преподобного Алексия, человека Божия, и был наречен в его честь, а я крещён в честь Святителя Алексия, митрополита Московского чудотворца.

Этот Серебряный Рубль, как Благословение отца и деда, был положен мной на седьмом ряду кладки алтарной стены при строительстве каменного храма Святых Царственных Мучеников в городе Подольске.

Строительство первых в России храмов Святых Царственных Мучеников было организовано моей семьей и Общиной в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» в городе Подольске, по благословению Главы Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященного Митрополита Виталия (Устинова), Архиепископа Каннского Варнавы (Прокофьева) и Схиепископа Нектария (Гурьянова).

Митрополиту Виталию мы с Матушкой Валентиной были представлены в Монреале в Канаде осенью 1989 года. Матушка Валентина переживала первые недели беременности, о чем никак нельзя было догадаться по её прекрасному внешнему виду, но Митрополит Виталий сказал: «У вас родится сын, назовите его Николай».
Наш с Матушкой Валентиной четвёртый сын благополучно родился 6 мая 1990 года и был крещён в честь Святителя Николая Чудотворца в домовой церкви в селе Нижние Прыски близ Оптиной Пустыни. Его восприемниками стали внучатые племянники Преподобной Софии Шамординский (Болотовой) - Схиархимандрит Макарий (Болотов) и его тетя Схиигумения Серафима (Болотова), постриженики Глинской Пустыни, духовные чада прославленного ныне Грузинской и Украинской Православной Церковью в лике Святых Митрополита Зиновия (Можуга, 1896 - 1985).

Деревянный храм Святых Царственных Мучеников был освящён мной в праздник Святого Равноапостольного Князя Владимира 28 июля 1997 года, при большом стечении Православных людей.
На Престоле нового храма во время Божественной литургии находилось около полутора тысяч икон святых Царственных Мучеников, величиной с почтовую открытку, отпечатанных Протоиереем Вениамином Жуковым в Париже, которыми я благословлял участников праздничного Богослужения. Две увеличенные копии этих икон прославились в России и за рубежом как Мироточивая и Кровоточивая иконы Святых Царственных Мучеников, эти иконы посетили Святую Гору Афон.

Мой помощник в строительстве этого храма, подольский предприниматель Владимир Мелехов, впоследствии предал меня как своего духовного отца, и пытался расколоть нашу Общину. Мелехов нашёл себе покровителя в лице бывшего Женевского епископа Семёна Донского, трижды проклятого предателя Главы Русской Зарубежной Церкви Митрополита Виталия (Устинова, 1910 - 2006). Семён Донсков поставил на челе Владимира Мелехова «Каинову печать».
Будем твёрдо помнить завещание замечательного Русского мыслителя И. А. Ильина (1883 - 1954), который говорил, что нельзя давать «бывшим коммунистам-карьеристам» никаких ролей ни в общественной, ни в церковной жизни новой России. Также будем помнить и слова Преосвященного Архиепископа Каннского Варнавы (Прокофьева, 1945 - 2017 ): «Эмиграция – это Особое Божье Наказание!».
Каменный храм Святых Царственных Мучеников в городе Подольске был освящён мной в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 2006 году в сослужении моего Старца, маститого протоиерея Александра Ивановича Михайлова (1927 - 2019), настоятеля храма Святителя Николая Чудотворца в селе Верхний Мост Псковской губернии, с которым нас связывала сорокапятилетняя духовная дружба, и который хорошо знал моих родителей. Во время Великой Отечественной войны Александр Иванович Михайлов воевал в партизанском отряде Александра Германа.

В 1944 году старший сержант Анатолий Аверьянов получил от командира авиаполка награду – 14 суток отпуска для посещения семьи в Москве и утешения мамы и братьев после получения похоронки, известившей их о смерти отца Алексея Ефимовича Аверьянова, артиллериста, кавалера ордена Красной Звезды. Отец привёз в Москву из Ирана мешок риса, что очень поддержало бабушку Евдокию Петровну и помогло в лечении брата Бориса от ранения и в лечении младшего брата Аркадия от прогрессирующего туберкулёза, которым он заболел при строительстве оборонительных сооружений на подступах к Москве с Волоколамского шоссе осенью 1941 года.

Аркадий Алексеевич Аверьянов впоследствии вылечился от туберкулёза и прошёл большой путь от мастера цеха авиационного завода до поста начальника Отдела скоростной авиации Госплана СССР, был заместителем Председателя Госплана СССР Н. К. Байбакова, который входил в Совет Министров СССР. Напомню, что Госплан СССР имел назначение директивно руководить плановым развитием хозяйства страны и заменять правительство в военное время, поэтому творцы искусственного хаоса - «перестройки» в 1991 году распустили Госплан.

Бортинженер Анатолий Аверьянов прослужил в Иране до дня демобилизации в мае 1946 года. Вернувшись на Родину, Анатолий Алексеевич заключил брак с сотрудницей отдела кадров военкомата Верой Павловной Ощепковой. По воспоминаниям отца, Веру Павловну он полюбил с первого взгляда - она выделялась редкой русской красотой и статностью. Он сразу сделал ей предложение, и, с благословения мамы Евдокии Петровны и родителей невесты, Павла Ильича и Анны Михайловны, заключил с ней брак. Хочу отметить - как особую милость Божию - способность мужчин нашей семьи видеть суженую Богом спутницу с первого взгляда и счастливо устраивать свою семейную жизнь.

По рассказу племянника мамы Леонида Васильевича Краснопёрова, который присутствовал в июне 1946 года на свадьбе моих родителей, заслуженного мастера конного спорта и личного тренера Маршала Советского Союза С. М. Будённого, жених Анатолий Алексеевич удивил семью богатым свадебным обедом: «Был даже жареный поросёнок».
16 февраля 1947 года, в день рождения мамы, у четы Веры и Анатолия Аверьяновых родилась дочь Алла, которая благополучно выросла, получила техническое образование и до пенсии работала в космической отрасли оборонной промышленности.

В течение нескольких полярных лет Анатолий Алексеевич Аверьянов был главным энергетиком рудника «Пирамида» на острове Западный Шпицберген на берегу бухт Петунья и Мимер. Рудник «Пирамида» получил своё название из-за пирамидальной формы горы, у подошвы которой он был построен в августе 1946 года. Рудник «Пирамида» находится в 120 км от Баренцбурга и в 50 км от столицы архипелага Лонгйира. Сегодня на Шпицбергене находится «Ноев Ковчег для семян» - всемирное хранилище семян сельскохозяйственных культур, где каждая страна имеет свой отсек для хранения семян.
После страданий и горя Великой Отечественной Войны, чета Аверьяновых получила для жизни финский домик за Полярным кругом, в снежной красоте и великом покое Арктики, где полярный день с яркими цветочными коврами и полярная ночь с северным сиянием, и где максимальная тёплая температура в июле достигает +7ºC. Условия жизни российских граждан на Шпицбергене были в те годы прекрасными, было братское послевоенное отношение людей друг к другу и, конечно, было изобилие продуктов питания.

Родился я после полярной ночи 9 марта 1952 года, рано утром, в Неделю Торжества Православия.
По воспоминаниям мамы Веры Павловны, рождение моё сопровождалось одновременной операцией по удалению аппендикса, но, по милости Божией, роды и операция прошли успешно – ребёнок и роженица были здоровы.
После моего рождения семья Аверьяновых вернулась в Москву, и некоторое время спустя отца назначили главным энергетиком ТЭЦ-1 в столицу Монголии Улан-Батор.

В моей памяти осталась поездка семьи в Монголию через весь Советский Союз по железной дороге, неземная красота Сибири, купание в озере Байкал – и бег отца по шпалам, со мной на руках, вслед за уходящим поездом. Я пережил детский ужас от мысли, что маму увезёт поезд, но отец благополучно догнал последний вагон, заботливые руки вагоновожатого подхватили меня, и он проводил нас, балагуря, через весь поезд в наше купе, где нас встретили взволнованные мама и сестра.
В Улан-Баторе нас ожидала тёплая встреча - на перроне вокзала нашу семью окружили русские и монгольские лица, состоялась поездка в оригинальном открытом автомобиле «Студебеккер» («амфибия»), который был в личном пользовании отца, до поселка энергетиков.

Все сотрудники ТЭЦ-1 жили в сборных финских домах, но каждая монгольская семья имела во дворе юрту, где жили старшие члены семьи. Моим первым и очень сильным впечатлением от религиозной жизни Монголии было посещение юрты монгольской семьи, сотрудников отца, в день рождения Гаутамы Будды в начале весны 1957 года.
Религиозные праздники в Монголии в те годы проходили прикровенно, под видом семейных торжеств. Собирались старшие члены семьи, доставали старинные манускрипты с текстом Трипитаки, завёрнутые в красную шёлковую ткань, благоговейно читали их и толковали. В этот день старейшина-аксакал, дедушка моего монгольского друга, видя мою заинтересованность происходящим, подозвал меня к себе и разрешил прикоснуться к древнему манускрипту Трипитаки, а затем всех гостей расположили на войлочных матах, покрытых коврами, для праздничной трапезы.

Монголия была верным соратником Советского Союза в борьбе с нацистской Германией, и годы жизни на ТЭЦ-1 в Улан-Баторе вошли в моё сердце как переживание атмосферы подлинного человеколюбия и братства.
Опираясь на свой опыт изучения восточной философии, я хорошо понимаю слова Святителя Феофана Затворника (1815 - 1894), который говорил: «Ищущий Мудрости – шествует на Восток, а любящий суету – бежит на Запад».

ШКОЛА

Из глубокой славянской древности идёт традиция почитания Учителя. Наши предки прививали своим детям благоговейное отношение к личности учителя как человека Божия, и оно начиналось с навыка детей не наступать на тень, падающую от идущего учителя, не стоять на пути учителя, спешить с приветствием учителя.
Благочестивый учитель – великое национальное сокровище, от которого духовно богатели дети за школьный период, учились быть верными Господу Богу и Русской Земле, обретали знания, которые позволяли ученику состояться в частной семейной и в общественной жизни, стать Личностью.

1 сентября 1959 года, на пороге 681 школы Калининского района города Москвы, я встретил свою первую учительницу с прекрасным именем – Валентина Васильевна Родина, с благородной внешностью: седовласая, с правильными чертами русского лица, волевая и в совершенстве владеющая вниманием детской аудитории.
Валентина Васильевна на своих уроках научила нас приёмам концентрации внимания посредством простого физического эксперимента, который придумал Русский Архимед, учёный механик Иван Петрович Кулибин (1735-1818). Валентина Васильевна взяла детский фонарик, и, меняя фокусное расстояние лампы от рефлектора, показала способность луча к дальнодействию в сравнении с рассеянным светом. Она, по сути, преподала нам первый и очень важный духовный урок, сказав: «Хотите в жизни далеко пойти и многого добиться? Учитесь держать и концентрировать внимание! Победа в жизни - за человеком, который способен жить в дисциплине ума и тела».

Современный зритель ежедневно видит по телеканалу «Культура» чудесные часы английского механика Джеймса Кокса «Павлин» из Павильонного зала Малого Эрмитажа, которые были в забвении, но гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин дважды, в 1792 и 1799 годах, их отремонтировал. Иван Петрович Кулибин на протяжении 30 лет руководил механической мастерской Санкт-Петербургской Академии наук, изобрёл фонарь-прожектор с параболическим отражателем, о котором и говорила нам на своих уроках Валентина Васильевна Родина.

От уроков Валентины Васильевны я принял любовь к гению Российской науки Ивану Петровичу Кулибину и к его кумиру академику Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711 - 1765). В моей библиотеке хранятся прекрасно переплетенные фолианты полного собрания сочинений академика Михаила Васильевича Ломоносова и портрет Ивана Петровича Кулибина.

В конце сентября 1959 года Валентина Васильевна Родина отвела наш 1 «А» класс в Дом культуры завода «Прожектор» к дирижёру Борису Александровичу Беккеру для занятий в Русском народном оркестре. Борис Александрович осмотрел мои руки и посадил в группу балалаек альт. На этом инструменте я играл на протяжении десяти лет учёбы в школе.
В 1964 году оркестр Русских народных инструментов под руководством дирижёра Б. А. Беккера стал Лауреатом Второго конкурса имени Василия Васильевича Андреева в Москве, много выступал с концертами.

В моём архиве хранится программа концерта художественной самодеятельности города Москвы от 5 апреля 1967 года, где указано, что первое отделение концерта начинает оркестр Русских народных инструментов под управлением Б. А. Беккера песней «Лучинушка», а завершает первое отделение концерта выступление жонглёров «Электрики-эксцентрики» Юрия Куклачёва, ныне прославленного руководителя Театра кошек в Москве.

Борис Александрович Беккер происходил из старинной немецкой семьи, вывезенной из Германии в Россию Императором Петром Первым. Выпускник Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности «Дирижёр оркестра русских народных инструментов», Борис Александрович был блокадником и слушателем первого исполнения Седьмой симфонии до мажор Дмитрия Дмитриевича Шостаковича 9 августа 1942 года в осажденном и измученном городе. Борис Александрович – учитель-народник, преданный делу распространения Русской культуры, педант и эрудит, привлекал меня своей основательной философской начитанностью. Он стал моим вторым в жизни учителем. Однажды во время репетиции Борис Александрович бросил в оркестр фразу: «Буду счастлив, если кто-то из вас прочтёт “Эстетику” Гегеля». Для меня эти слова прозвучали набатом, в душе явилась подъёмная сила, которая привела меня к домашнему книжному шкафу, где мне в руки попала диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Диссертация дала мне великую мысль о «тождестве идеала и реального образа» как идеи Богочеловечества, и направила к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?», который был написан автором в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где главный герой, Рахметов, читает «Толкование на Апокалипсис» сэра Исаака Ньютона, и, по сути, размышляет о воскрешении Христу верной России.

7 апреля 1967 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, я пережил незабываемое посещение Божественной Благодати и знание о посвящении своей жизни служению Господу Богу и России. Впоследствии, в память об этом глубоком духовном переживании, я получил в дар дивную икону Благовещения Пресвятой Богородицы, перед которой ежедневно молюсь, творя память своих учителей и соратников.

Мой класс, в котором все ученики играли на музыкальных инструментах, был приглашён к участию в эстетическом образовании по системе и под руководством замечательного композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987), который в течение двух лет проводил с нами незабываемые «Вечера ровесников» в Колонном зале Дома Союзов и читал вдохновенные лекции о музыкальной культуре в Третьяковской галерее. Яркая личность Д. Б. Кабалевского, глубина его знаний о природе человеческой культуры, авторитетность крупного педагога рождали в благодарном детском сердце одно-единственное чувство – благоговение перед учителем.

Слово благочестивого учителя, воспринятое с благоговением, часто становится пророческим. На одном из уроков русского языка Валентина Васильевна Родина, объясняя значение местоимения «Я», привела пример – «СемьЯ». Услышав его, я пережил откровение о своей будущей семье. Придя домой после школы, я твёрдо заявил своей маме Вере Павловне, что у меня будет семь человек детей, чем вызвал у неё немалое удивление, но это предощущение точно воплотилось в моей семейной жизни.
Слава Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, Которые дали мне в спутницы жизни прекрасного голубоглазого Ангела - мою супругу Валентину Николаевну и украсили наш союз семью прекрасными детьми.

Заслуживают особого внимания обстоятельства рождения Матушки Валентины Николаевны Аверьяновой - в воскресенье 11 февраля 1951 года, в Неделю о Закхее - мытаре, в день памяти святого Игнатия Богоносца. Именно святого Игнатия (почил о Бозе в 108 году по Р. Х.), когда он был ребенком, Спаситель обнял и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 3).

Родилась Матушка Валентина Николаевна дома, в старинном селе Балакирево, близ города Александрова Московской губернии. Роды у Лидии Дмитриевны принял ее супруг Николай Иванович Герасимов, тогда - студент Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Осень и зима 1951 года запомнились жителям города Александрова и его окрестностей эпидемией детских болезней, которая унесла жизни очень многих младенцев. У новорождённой Валентины образовалось острое рожистое воспаление правой ручки, что создало угрозу для жизни ребёнка. Лечащий врач предложил даже хирургическое вмешательство, на что отец Николай Иванович ответил: «Как девочке жить без правой руки? Лучше ей не жить, чем быть инвалидом!». Поясню, эти горькие слова Николай Иванович произнёс потому, что сам пришёл с фронта с осколками снаряда в правой руке, и первые послевоенные годы с трудом владел раненой рукой и много лечился. Родители не надеялись, что новорожденная девочка выживет, и купили ей гробик, который стоял в сенях при входе в дом. «Через две недели болезни Валентины, в воскресенье 25 февраля, в день празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы и Святителя Алексия, Митрополита Московского, Чудотворца, как вспоминала её мама Лидия Дмитриевна, «в дом вошла незнакомая Странница, высокая, очень сильного духа. Она взяла со стола химический карандаш, подошла к колыбели, освободила дочку из пеленок и нарисовала на её ручке, к моему изумлению, Семь Крестов, затем обернула ручку лоскутом красной ткани. Валя заснула и проснулась на следующее утро, в понедельник, совершенно здоровой».

27 января Николай Иванович зарегистрировал свою новорожденную дочь Валентину Николаевну Герасимову в сельском совете и получил Свидетельство о её рождении.
Гробик отдали соседям, которые хоронили своих детей.
Бабушка новорождённой Валентины по отцовской линии, Надежда Александровна Герасимова (в девичестве Кононова), в дни Святой Пасхи отнесла внучку в храм для совершения над ней таинства Святого Крещения. Важно отметить, что 42 года спустя, в 1993 году, в селе Балакирево был устроен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой Пустыни носили через село Балакирево в Александровскую Слободу с 1771 года - ради памяти о заступлении Царицы Небесной и спасении города Александрова и жителей его окрестностей от эпидемии чумы в ХVIII веке.

С глубокой скорбью я вспоминаю нашу старшую дочь, Наталию Алексеевну Аверьянову, которая ушла из жизни 22 марта 1974 года, в возрасте 10 месяцев - её младенческая душа не вместила того насилия зла, которому подверглась наша молодая семья от безбожных и злых людей. Шестеро других детей благополучно выросли и стали благородными людьми, свято преданными Русскому Делу - работе по восстановлению достоинства нашей многострадальной Родины.

Мои воспоминания о школьных годах необходимо дополнить благодарностью в адрес учителей физической культуры и тренеров по лёгкой атлетике, которой я успешно занимался.
Летом 1966 года, я, как абсолютный чемпион по лёгкой атлетике детского спортивного лагеря имени Ю. А. Гагарина, в составе небольшой делегации был направлен в Звёздный городок для встречи с Первым космонавтом Земли Юрием Алексеевичем Гагариным, чтобы вручить ему приглашение на открытие нашего нового пионерского лагеря.

Подмосковный детский лагерь имени Ю. А. Гагарина был построен на берегу речки Велинки в селе Денежниково Раменского района, в 12 км от города Бронницы, для детей сотрудников завода «Прожектор», который производил наземное электрооборудование стартовых ракетных комплексов, и на котором трудились мои родители, обслуживая деятельность космодрома «Байконур». Село Денежниково было примечательно развалинами родовой усадьбы адмирала И. Л. Талызина (1700 - 1777), которая была построена при императрице Екатерине Великой. В усадьбе Талызиных проживала внучка Великого Русского полководца А. В. Суворова - Ольга Николаевна Талызина (1803-1882).
Делегацию нашего пионерского лагеря принял Герой Советского Союза, дублёр Ю. А. Гагарина, лётчик - космонавт Герман Степанович Титов (1935 - 2000). Спустя десять лет, в день Святой Пасхи 1976 года, будучи иподиаконом архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева), я вторично встретился с космонавтом Г. С. Титовым. «Орёл» сосредоточенно стоял близ храмовой иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», на левом клиросе храма Воскресения Словущего, что в Брюсовом переулке в Москве. «Орёл» - таков был позывной космонавта Германа Степановича Титова. А у древних славян орёл считался символом благородства и высоты духа, способности души лицезреть в лучах Божественной Благодати гармонию Богоданного Космоса.

Поразительно, но в 2000 году на территории пионерского лагеря имени Ю. А. Гагарина около посёлка Денежниково Раменского района был построен женский Иоанно-Предтеченский монастырь Истинно-Православной Церкви.

С глубокой благодарностью я вспоминаю директора 681 школы города Москвы
Нину Гавриловну Давыдову, историка, Заслуженного учителя РСФСР, которая жила при школе и посвятила всю свою жизнь детям. В моем архиве лежит почетная грамота участника Исторической олимпиады города Москвы 1967-1968 учебного года за подписью Н. Г. Давыдовой, с благодарностью мне, ученику 9 «А» класса, занявшему второе место среди учеников школ Калининского района.

Август 1968 года стал для нашей семьи временем глубоких переживаний, а в историю Европы и мира были вписаны страницы «Пражской весны». В ночь с 20 на 21 августа 1968 года началась военная операция «Дунай». По просьбе Первого секретаря Компартии Чехословакии Александра Дубчека (1921 - 1992) в Чехословакию вошла группировка войск Варшавского Договора. 20 августа отец попрощался с семьёй и вылетел в Прагу для работы в советском посольстве. Задача, которая была поставлена перед Анатолием Алексеевичем, заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить автономную работу систем жизнеобеспечения посольства. От Пражского аэродрома «Рузине» Анатолия Алексеевича доставили на бронетранспортере в советское посольство близ парка Стромовка. Прага не освещалась, все таблички с названиями улиц были сняты. Вопреки американской пропаганде о «мирной Пражской весне», советское посольство подвергалось нападению и обстрелу из автоматического оружия. На границе с Чехословакией войска НАТО проводили учения под кодовым названием «Чёрный Лев».

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

По милости Божией, отец благополучно вернулся в Москву и потребовал от меня начать подготовку к поступлению в Московский энергетический институт.
Для абитуриентов Энергетического института в сентябре 1968 года была создана физико-математическая школа, которую я закончил одновременно со своей средней школой в 1969 году, и успешно поступил на факультет электронной техники. Высшая школа дала мне входной билет в научно-техническую библиотеку. Напомню современному читателю, что события, о которых я говорю, происходили задолго до эпохи Билла Гейтса с его лозунгом «В каждый дом – компьютер», и в СССР, для доступа к исторической, философской и научной литературе немарксистского направления нужно было специальное разрешение.

Четыре года тщательного анализа мысли гениев науки и культуры дали мне ясный результат - эпоха главенства людей с опытом живого Богообщения всегда плодотворна и судьбоносна для развития государства. Древняя и успешная история Славяно-Русской цивилизации стоит на кропотливом труде духовного учителя, твердо идущего путём просветления, над духом ученика, которому надлежит взять бремя власти в государстве на свои плечи. Горе народу, если власть в руках ученика-правителя - только как атрибут роскошной жизни, когда рука правителя, направленная к народу, не укреплена духом любящего сердца.

Скифы -Славяне-Русские основали города Скифополь и Салим в Палестине и дали ключ разумения Царю Давиду, которой расширил крепость Салим до статуса столицы и назвал Иерусалим.
История успехов Русского оружия - всегда история воина, героя и его духовного учителя, который мудро пребывает вдали от славы своего ученика.
• Святой Князь Киевский Владимир и Его Царственная учительница и бабушка, святая Равноапостольная Великая Княгиня Российская Ольга - Х век.
• Великие Воины - Монахи Ослябя и Пересвет, Светоносный Митрополит Алексий Московский и всея Руси Чудотворец, их учитель Преподобный Сергий Радонежский, в практике исихазма узревший путь освобождения Руси от железной хватки Великой Степи - XIV век.
• Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный, Строитель и Собиратель Русской Земли, создатель «пояса Пресвятой Богородицы» - цепи пограничных укреплений, организатор Великой и судьбоносной победы 1572 года при Молодях у города Подольска на реке Пахре, митрополит Московский Макарий - ХVI век.
• Полководец Михаил Скопин-Шуйский и вдохновитель его побед Преподобный Иринарх Затворник, Ростовский чудотворец - ХVII век.
• Великий император Александр I и Преподобный Серафим Саровский - ХIХ век, в конце жизни Император Александр I и сам стал монахом-отшельником - Преподобным Фёдором Кузьмичем.
• Полководец Георгий Жуков и Оптинский старец Нектарий - ХХ век.
Очень важно понять, что только при духовном сотрудничестве ученика-правителя и просветленного учителя силы земли и неба становятся ратоборцами за свой народ!

Первым сокровищем, которое я обрёл в научной библиотеке Энергетического института, были труды французского математика и физика, философа и литератора Блеза Паскаля (1623 - 1662). Основатель математического анализа, теории вероятностей, создатель счетной техники, автор «Писем провинциалу», содержащих весьма актуальную в современной России критику иезуитов, Блез Паскаль записал свои «Мысли о религии», которые нельзя читать без глубокого волнения, без душевного потрясения!
• «Все, что не Богъ, не может меня утолить!»;
• «Если человек создан не для Бога, то почему он счастлив только в Боге?»;
• «Если человек создан для Бога, то почему он противится Богу?».
Откровение Блезу Паскалю, которые он позже записал на пергаменте и зашил в сюртук в понедельник 23 ноября 1654 года, были созвучны моим переживаниям дня Святого Благовещения 7 апреля 1967 года. В пятницу 7 апреля 1967 года, около двух часов пополудни, я пережил прикосновение огня Божественного Духа к моему сердцу. Чтобы помнить об этом дне своей жизни, я свернул из латунной линейки треугольник как Образ Всевидящего Ока Господа Бога, которое вписано на иконах в треугольник, раскалил его на огне газовой плиты и поставил себе знак на левом плече - быть всегда и везде воином Бога Всевышнего.

НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ

С благодарностью Господу Богу я покинул стены Энергетического института и направился в Успенскую церковь, что в Вешняках в Москве. В пятницу 14 сентября 1973 года, в день Церковного Новолетия, от руки маститого 75-летнего протоиерея Иоанна Прокофьевича Дяшкина, с величественной седой бородой и иконописным ликом, я принял таинство Святого Крещения.
Протоиерей Иоанн Прокофьевич Дяшкин при нашем знакомстве рассказал мне, что он - сын свечного фабриканта, и после революции, в дни Красного террора, его, 20-летнего юношу, как «классового врага» арестовали два конных красноармейца и повели расстреливать на пустырь, где рос одинокий и небольшой кустик. Был день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (4/ 17 сентября 1918 года), и он услышал голос Свыше: «Беги к кусту!». Иван Прокофьевич бросился к кусту и обхватил его руками. Красноармейцы скакали вокруг куста, кричали и стреляли, но Матерь Божия сделала Ивана Прокофьевича невидимым и сохранила его жизнь, которую он посвятил благодарному служению Господу Богу и Пресвятой Богородице.
Во время совершения Крещения, перед таинством Миропомазания, возлагая на меня нательный Крест и срачицу, протоиерей Иоанн Прокофьевич Дяшкин произнёс сакральную фразу: «Крест на тебе освятится» - как пророчество о будущем Священстве.
Протоиерей Иоанн Дяшкин подарил мне Святое Евангелие с просьбой молиться за него с матушкой Верой Алексеевной. Протоиерей Иоанн Прокофьевич Дяшкин почил о Бозе десять лет спустя - 22/5 июля 1983 года, в день священномученика Евсевия Самосатского, а матушка Вера Алексеевна ушла в Вечность 26/8 августа 1990 года, в день памяти священномученика Ермолая Никомидийского. Впоследствии мою крестильную рубашку матушка Валентина Николаевна перешила в епитрахиль, а из своего Подвенечного платья, по древней традиции, выкроила Стихарь для первого сына Алексея, который с четырех лет был участником Архиерейского богослужения.
Кстати, с протоиереем Иоанном Прокофьевичем Дяшкиным Матушка Валентина Николаевна познакомилась раньше меня. Она часто оказывалась с ним в одном вагоне электропоезда, когда ехала из города Раменское на учебу в Москву. Отец Иоанн, в длинном чёрном пальто, в шляпе и в хромовых сапогах, садился в вагон поезда на станции «Удельная», а выходил на станции «Вешняки».

Духоносный старец протоиерей Иоанн Прокофьевич Дяшкин направил меня в храм Рождества Христова, что в Измайлово, в котором я начал служение алтарника и чтеца.
Десять километров от дома на шоссе Энтузиастов до храма я ежедневно проходил пешком через Измайловский парк в ранние утренние часы. Науку Псалтири преподавала мне почтенная Схимонахиня Анна, алтарница храма Рождества Христова, которая служила у священника Иоанна Крестьянкина до дня его ареста 30 апреля 1950 года в Москве. В субботу 29 апреля 1950 года отец Иоанн совершал литургию, во время которой матушка Анна пережила видение Живой Крови из ран Спасителя на запрестольном Кресте. После службы она сообщила отцу Иоанну о своём литургическом переживании. Отец Иоанн опустился перед Святым Крестом на колени и долго молился. На следующий день его арестовали, и священник Иоанн Крестьянкин начал долгий путь на свою Голгофу.

В течение месяца я постигал азы церковного служения, а затем направился в храм Пророка Божия Илии, что в Черкизово, где была вакансия чтеца, при настоятеле храма протоиерее Владимире Рожкове. Патриарх Пимен благословил протоиерея Владимира Рожкова вскоре занять место настоятеля в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость», что в Марьиной Роще в Москве, и отец Владимир пригласил меня перейти в этот храм. Сторожем в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» был священник Глеб Павлович Якунин (1934 - 2014). Священники Глеб Якунин и Николай Эшлиман выступили с открытым письмом к Патриарху Алексию (Симанскому, 1877 - 1971) от 21 ноября 1961 года, в котором обозначили необходимость изменения рабского положения Православной Церкви и верующих в СССР, что вызвало волну глубокого сочувствия к гонимой Русской Церкви в Отечестве и за рубежом. По приказу безбожной власти на отважных священников последовали церковные прещения, с которыми не согласились Архиепископ Пензенский Феодосий и Архиепископ Сурожский Антоний, а также большинство церковного народа.

С митрополитом Антонием Сурожским Антонием (Блюмом, 1914 - 2003), который был врачом во Французском Сопротивлении во время Второй Мировой войны, впоследствии я имел честь личной дружбы и общения. Весной 1988 года, в год празднования Тысячелетия Руси, когда взор мировой общественности был привлечен к положению Русской Православной Церкви в СССР, митрополит Антоний Сурожский в эфире радиостанции ВВС из Лондона говорил о жизни Православной Церкви, и во время одной из его передач он позволил мне задать ему в прямом эфире вопрос о положении Русской Зарубежной Церкви, которая привлекала внимание церковной общественности в СССР своей верностью Святому Православию и, конечно, прославлением Святых Царственных Мучеников в 1981 году в Нью-Йорке. Духовную атмосферу тех лет наилучшим образом передаёт моя проповедь в Неделю Крестопоклонную 13 марта 1988 года, которая была прочитана в эфире Русской службы ВВС из Лондона вскоре после ее произнесения.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
С чем пришло Русское Правословие к Тысячелетию своего бытия?
Боль! Боль от земли до неба.
Боль до ада преисподнейшего, до краев вселенной.
Боль за Христа и Его Церковь.
Боль у подножия Креста Господня.
Боль и бескрайняя выжженная пустыня совести, по которой странствует одинокая православная душа, отовсюду искушаемая.
«Лисы язвины идут и птицы небесные гнезда» ( Мф. 8, 20 ), но православной душе, где главу преклонить?
До кровавого пота мается душа и вопиет: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!».
Есть ли сила у православной души назвать Крест Твой, Господи, Животворящим?
Поруганная и бесстыдно обнаженная, но не бракоокраданная, Твоя Русская Невеста, Господи, прошла дверями заключенными, прошла дебри молитвы безответной, до стона, выучив одну лишь песнь: «Вечная память, вечная память, вечная память, достоблаженные отцы и братия наша приснопоминаемые», прошла через поганые и похотливые взоры, в поисках целебного Корня, иссечённой Лозы.
И пришла к Животворящему Древу Креста Христова.
Воззрев на Него с любовью сердца - исцелилась и исполнилась Великой силы, и облеклась в свидетельство Правды, и вольною силою стала пред Господом:
«И святое Воскресение Твое славим!».
Аминь.

Напомню, что в ноябре 1979 года священника Глеба Якунина арестовали, а 20 августа 1980 года - осудили за антисоветскую агитацию и отправили на пять лет в концлагерь «Пермь-36» с последующей ссылкой на два с половиной года в Якутию. Священник, который был приставлен в Якутии для надзора за отцом Глебом Якуниным, позже появился и в моем окружении. 18 октября 1991 года священник Глеб Павлович Якунин был реабилитирован постановлением Верховного совета Российской Федерации, а ранее был восстановлен Московской Патриархией в священном сане. Но его публикация документов о сотрудничестве епископата Московской Патриархии с КГБ в советский период вторично навлекла на него гнев епископов, которые запаниковали и отправили священнику Глебу Якунину очередной запрет, что привело его к радикальному мнению: епископат Московской Патриархии необходимо обновлять почти полностью - дух лакейства учеников митрополита Никодимом Ротова иначе не истребить.

С митрополитом Никодимом Ротовым я познакомился осенью 1976 года на вилле Отдела внешне-церковных сношений в Серебряном Бору, во время заседания редакционной коллегии журнала «Богословские труды». Архиепископ Волоколамский Питирим, председатель Издательского отдела, пригласил меня в Серебряный Бор с заданием сделать репортаж о заседании редколлегии, он же и представил меня митрополиту Никодиму, который буквально вцепился в меня и настоятельно звал перейти в его команду. Позже Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) указал мне причину трагедии мировоззрения и нравственной деградации митрополита Никодима Ротова, этого фантазийного филокатолика и творца «богословия освобождения», умершего в Ватикане у ног римского епископа 5 сентября 1978 года, и категорически запретил мне приближаться к деятельности их «духовных» школ.

Сорок лет спустя после встречи с митрополитом Никодимом, рано утром 2/15 декабря 2016 года, в день памяти Пророка Аввакума, я видел его во сне. Он пришёл ко мне в чёрном костюме и в чёрном свитере, смиренно прося разрешения своих грехов и участия в литургии Преждеосвященных Даров иерейским чином. Святые Дары освящаются за полной литургией святителя Василия Великого в предшествующий воскресный день, и затем в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, без прошений о снисхождении Святого Духа. Митрополит встал на колени и сказал: «Прошу вас, как Православного священника, разрешить мои грехи!». Я прочёл разрешительную молитву и видел неописуемую радость, которая коснулась души умершего митрополита.
Из этой радости и свободы он произнёс: «Передай Кириллу - я ошибался!». С 1989 года я ежедневно молю Господа Бога об освобождении московской церковной канцелярии от торговцев индульгенциями.

Моя семья всегда будет помнить братскую помощь священника, впоследствии - протопресвитера Глеба Павловича Якунина в трудное для нас время.

Уместно напомнить, что Божия Церковь стоит не чинопочитанием и собиранием дипломов, а реальным исповедничеством в борьбе за Евангелие Христово, за духовную свободу России. Чтобы говорить свободно о пережитом насилии от безбожных и злых, нужно постичь силу духовного меча в руках мудрого человека. Эту истину – «Красота - меч в руках мудрого» - я сделал девизом Федерации Кендо России. Стоит здесь отметить честную позицию Архиепископа Виленского и Литовского Хризостома, который в 1992 году признал факт своего сотрудничества с КГБ. Его оперативное прозвище – «Реставратор».

Давая высокую оценку мужеству священника Глеба Якунина, зная страдания его семьи, я могу сказать, что сокрытие обстоятельств и методик гонения на Церковь от безбожной власти разрушает авторитет Церкви и приближает следующее гонение. А во время гонений спасает только Божий народ, мнением которого сегодня церковные чиновники пренебрегают. Россия стоит на духовных людях с неразделенной совестью, которых слушает Богъ, от свидетельства и жизни которых укрепляется Божий народ, а не на дельцах от церкви, после которых «яблоком раздора» остаются их банковские счета, как сегодня мы читаем о наследстве патриарха Алексия Ридигера и других. Опасная концентрация власти в руках епископата и нарушение древних принципов Соборного управления Русской Церкви ведёт к потере творческого духа и свободы - прежде всего самим епископатом, к неспособности принять и исполнить Волю Божию, искажает будущее России. Так, потеря равновесия во взаимоотношениях Главнокомандующего И. В. Сталина и членов Государственного комитета обороны привела Красную Армию в первые месяцы Великой Отечественной Войны к колоссальным потерям солдат, вооружения и мирного населения. Танки Гудериана, двумя рядами, под прикрытием штурмовой авиации и моторизованной пехоты, успешно шли на Москву. Но Милость Божия, которая воспламенила дух маршала Г. К. Жукова и создала условия к диалогу с Главнокомандующим, положила начало правильным мероприятиям по обороне Москвы и наступательной операции.

В воскресенье 11 августа 1974 года, в день Рождества Святителя Николая Чудотворца, в Никольском приделе храма иконы Божией Матери «Нечаянная радость», перед старинным храмовым образом Николая Чудотворца протоиерей Владимир Рожков совершил таинство Венчания над чтецом Алексием Анатольевичем и художницей-модельером Валентиной Николаевной Аверьяновыми. Шаферами при венчании были почтенная Схимонахиня Евфросиния, алтарница храма, и алтарник, будущий протоиерей Борис Борисович Дубовенко, который родился в Бутырской тюрьме. Церковным хором управлял Николай Георгиевский, впоследствии - первый регент воскрешенного храма Христа Спасителя в Москве. Схимонахиня Евфросиния была преданной служкой Божией Матери, и в моей памяти хранится такое незабываемое событие: незадолго перед Венчанием, после литургии я закончил уборку в главном алтаре храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», а матушка Евфросиния меня дожидалась, чтобы закрыть храм. Она взирала на икону Богородицы, солнечный луч высветил Лик Пречистой Девы Марии, и стали видны следы от благоговейных лобзаний верующих людей на стекле иконы. Матушка всполошилась - нужно протереть стекло, да нет под руками чистой салфетки! В этот миг от честного образа Богородицы, как маленькая птичка, вспорхнула крылами белоснежная и благоуханная салфеточка - матушке Евфросинии прямо в руки. Она со страхом Божиим приняла этот дивный дар и протерла стекло иконы. Когда я вышел из алтаря, матушка Евфросиния стояла с просветленным лицом и взирала на Лик Пречистой Богородицы с великим умилением, храм был наполнен дивным ароматом. Она поделилась со мной своими духовными переживаниями: «Да вот и салфеточка от образа».
Матушка Евфросиния держала венец над моей супругой матушкой Валентиной Николаевной и благословила нас небольшим старинным образом Иверской Богородицы.

Талантливую художницу-модельера Валентину Николаевну Аверьянову, в девичестве Герасимову, я встретил 25 апреля 1970 года, в канун дня Святой Пасхи, и полюбил с первого взгляда. День нашей встречи стал первым праздником нашей семьи, который мы ежегодно отмечаем с детьми и внуками. Отец матушки Валентины Николаевны - Николай Иванович Герасимов, родился в Александровской Слободе близ Москвы. Фронтовик, он носил до смерти осколки снаряда в правой руке. Он был кавалером ордена Красной Звезды и других боевых наград, работал директором Раменского лесхоза. После революции 1917 года, его отец, Иван Федотович Львов, сменил фамилию и стал Герасимовым - по мысли о преподобном Герасиме Иорданском, у которого жил лев, и содержал обувную мастерскую, что позволило семье выжить в годы Красного террора.
История семьи Львовых сохранила память о своём происхождении из Твери, а также о службе в Александровской Слободе в опричных боярах Святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Девичья фамилия бабушки Надежды Александровны Герасимовой – Кононова. Она состояла в родстве с Иваном Фёдоровичем Кононовым.
Именно Иван Федорович Кононов, хозяин шелковой фабрики, у которого работал ткачом Савва Васильевич Морозов (1770 - 1860), дал ему крупный заём, позволивший ему откупиться от солдатчины и приобрести первые ткацкие станки для своей шёлкоткацкой мастерской.

Митрофорный протоиерей Владимир Рожков, который совершил над нами таинство Венчания, преподаватель Московской духовной академии по западным вероисповеданиям, был консультантом М. С. Горбачева в период подготовки первого визита советского лидера в Ватикан и встречи с Папой Иоанном Павлом II 1 декабря 1989 года. Результаты восстановления дипломатических отношений с Ватиканом хорошо известны - восстановление униатства на Украине и разрушение СССР. «Папа Иоанн-Павел II победил коммунизм», а М. С. Горбачёв был человеком малосведущим в религиозных вопросах и его окружали разные советчики, некоторые из них были иезуитами и предателями России. Протоиерей Владимир Рожков был тайный иезуит и осведомитель КГБ, под надзор которого был направлен опальный священник Глеб Якунин. Перед смертью протоиерей Владимир Рожков покаялся в своём предательстве Святого Православия, о чем просил передать мне протоиерея Бориса Дубовенко.

Началом гонений на меня было обвинение в «тунеядстве» - так советская власть называла мое церковное служение. В течение двух месяцев, почти ежедневно, мою квартиру посещал участковый милиционер с проверкой документов, который требовал от меня предоставить справку с места моего служения, но староста храма иконы Богоматери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще Елена Загрязкина отказалась дать мне такую справку, что поставило меня вне закона. Спас положение священник Глеб Павлович Якунин, который помог мне устроиться на работу во вневедомственную охрану, предоставить справку в милицию и избежать дальнейшего административного преследования.

В октябре 1974 года я получил телеграмму от Архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева, 1926 - 2003) с приглашением на работу в Издательский отдел Московской Патриархии, где я получил должность референта и стал иподиаконом Преосвященного Питирима. Эту телеграмму с приглашением приехать в редакцию в Новодевичий монастырь, за подписью секретаря Елисеевой, принёс почтальон необычной внешности.
Это был среднего роста и почтенного возраста Старец, с небольшой седой бородой и добрыми голубыми глазами. Почтальон пешком поднялся на восьмой этаж нашего дома (лифт не работал) и вручил эту судьбоносную телеграмму матушке Валентине, которая отдала дивному Старцу в благодарность за его труд последние 50 копеек, отложенные на хлеб и молоко. Матушка Валентина Николаевна Аверьянова вспоминает о встрече со Старцем Святителем: «Я переживала седьмой месяц беременности, и после трагической смерти дочери была в большой тревоге о будущем нашей семьи, но голубые глаза Святителя Николая вселили в меня уверенность и покой». Тотчас появилась наша соседка Клавдия Ивановна, которая состояла старшей по подъезду и была осведомителем КГБ. Она стала выяснять, кто нас посетил, и ответственно заявила: «Мужчины в нашем отделении связи не работают, но эту личность я где-то видела».
9 декабря 1974 года нашу семью посетила Милость Божия - родился сын Алексей, который был крещён 8 января 1975 года в Никольском приделе храма Воскресения Словущего, что в Брюсовом переулке в Москве. Храм Воскресения Словущего был построен на месте встречи Царя Михаила Фёдоровича и Его Святейшего Отца Патриарха Филарета при возвращении из польского плена 14 июня 1619 года. 8 января Архиепископ Волоколамский Питирим отмечал свой 48-й день рождения. В этот день он стал Крёстным отцом нашего сына Алексея Аверьянова и помазал его Святым Миром.

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

С февраля 1975 года, на протяжении десяти месяцев, по благословению Преосвященного Питирима, я проходил послушание в Псково-Печерском монастыре, где пас монастырское стадо и имел возможность участвовать в духовной жизни обители.
Причиной моей командировки в Печеры было интервью церковного писателя Анатолия Краснова-Левитина (1915 - 1991) для радиостанции «Немецкая волна» в январе 1975 года, которое он дал после своего отъезда из СССР на запад. В нем он приводит в качестве примера гонений на верующих в СССР и мои злоключения от властей, известные ему со слов священника Глеба Якунина.
В Псково-Печерской обители меня встретил друг Иеромонах Рафаил (Огородников , 1951 - 1988), крестный отец младшей дочери Анастасии, постриженик монастыря, и представил меня наместнику Архимандриту Алипию (Воронову, 1914 - 1975).
После беседы со мной Архимандрит Алипий поселил меня на первом этаже своего дома, в братской келье на 15 коек, причём, свою кровать я делил с Монахом Никифором - он спал днём, как сторож скотного двора, а я - часть ночи, которая оставалась после чтения Добротолюбия до Братского молебна. Монах Никифор по внешности очень походил на преподобного Серафима Саровского и был человеком высоких духовных дарований. Вначале он воспринимал меня, городского жителя, весьма критически, но, видя мою любовь к животным и к труду пастуха, весьма расположился. 6 мая 1975 года, во вторник Светлой седмицы, я проснулся около 3 часов утра от голоса Монаха Никифора. Но отца Никифора не было рядом - он ночевал на скотном дворе. Голос произнес: «Слышишь, как Ангелы поют?». Я сел на кровати, прислушался – и, действительно, услышал пение Святых Ангелов: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение!».
Пение незабываемое, сладкоголосое и умилительное!

Казначей монастыря Архидиакон Нафанаил (Поспелов, 1920 - 2002) давал мне старинные фолианты Отцов Добротолюбия, над чтением которых, я проводил вдохновенные ночные часы. Архидиакон Нафанаил дал мне четкое понимание проблемы власти: «Нет власти, аще не от Бога», в трактовании Святых Отцов Добротолюбия и Святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного – «Аще не от Бога - не власть». В память об этих высоких духовных переживаниях, позже я написал свою скромную «Сотницу о Любви», ибо любовь и власть - две стороны одной медали, и где 79 слово является репродукцией моих бесед с отцом Нафанаилом о природе власти.

«СОТНИЦА О ЛЮБВИ»

1. Любовь стоит над полем брани добра со злом.
2. Руки Божии создали Адама, а руки мужчины создают женщину.
3. Самодержавная власть женщины на Земле ограничена лишь ее потребностью в прекрасном.
4. Любовь даже скучные цифры наполняет новым смыслом: 1 + 1 = 3.
5. Быть любимым Богом означает и заслужить любовь женщины.
6. Любовь сегодня редкость, потому что люди боятся узнать правду о себе.
7. Соединение мужчины и женщины служит изменению прошлого и будущего.
8. Любовь дает душе боль, но от боли душа растет, как совесть растет от чувства ответственности.
9. Подлинно духовной любовь к учителю становится только после его смерти.
10. Любовь открывает тайны ушедшего в иной мир любимого.
11. Длина жизни измеряется силой любви.
12. В загробной жизни масштаб личности оценивается проекцией прожитой жизни на ординату любви.
13. Зрелость любви открывается на фоне смерти.
14. Ложный страх перед грехом закрывает дорогу любви.
15. Не в том трагедия, что не любят, а в том, что не способны решиться любить.
16. Кто не способен любить и думать, тот обречен на деятельность.
17. Плотское мудрование ХХ века похитило просветление и преображение многих душ человеков, что привело к краху западной цивилизации.
18. Иосиф Муньос Кортес, потомок жестокого и алчного покорителя Америки, хранитель Мироточивой Иверской иконы Богоматери, сказал мне, что любовь православной веры открыла ему путь молитвы за предков.
19. Лета, река времени, задерживает свое течение у ног человека, созерцающего любовь Бога.
20. Смысл сохранения мудрости на земле – научать человеков не противиться Любви Божией.
21. Опустились руки просить любви у людей – проси любви у Бога.
22. Любовь – это постижение сущности и высвобождение энергии другого человека.
23. Господь судит не за любовь, Господь судит за нелюбовь.
24. Любовь – язык Пятидесятницы, позволяющий общаться с человеками и ангелами.
25. Апостолы Христовы изменили масштаб любви – из сосуда домашнего употребления во вместилище любви ко всечеловечеству.
26. Щедрое одаривание любимого без равновеликого ответного чувства рождает опасность.
27. Тайна мужества – в решимости ответить на любовь Бога и пойти неисповедимым путем, что дает успешность многим вдумчивым ученикам. А бегство от Бога – всегда бесплодие и конечное одиночество.
28. Сила всепожирающего ада перед кротким и любящим Ликом Христа превратилась … в житейские трудности.
29. Саван апокалипсиса человечества ткется из слов людей, не победивших в брани за любовь.
30. Потеря кротости апостольской любви к Богу неизменно приводит человеков к гордому смешению незрелого духа с политикой.
31. Карьера – губительное слово, которое рождается из отравленного сердца. Проходи свое поприще с любовью перед Богом и тщанием перед людьми, тогда дело будет нерушимым от злых, и твое восхождение - законным.
32. Подлинная реальность любви к Богу постигается снисхождением к людям и радостью от каждодневных обязанностей.
33. Идущий путем любви непременно проходит ущелье двух гор - тирании и своенравия, искушается камнепадом с одной и другой стороны.
34. Похоронившие любовь перебрасывают с радостью друг другу злое, как дети горячую картофелину из костра, и превращают собственную жизнь лишь в надгробный камень, как жена Лота.
35. Мудрый из обломков зла строит башню любви и нетления, тем сотворяя и собственное тело надмирным мостом в вечность.
36. Переживаешь умаление любви – восполни сердце уединенным созерцанием красоты земли и неба в тиши раннего утра, и вновь откроется красота близких.
37. Достаток мудрого одухотворен любовью, богатство глупого превышает его любовь и таит в себе гибель.
38. Тайна 33-х лет земной жизни Господа Иисуса Христа является призывом к людям оставить эгоистическое плотское мудрование: что извинительно любви юности, то погибельно в старости.
39. Душа мужа – любовь жены, а душа государства – церковь. Глядя на жену, видишь тайны мужа. Глядя на церковь, невольно видишь тайны государственной жизни.
40. Предавший любовь становится снедью чужого бога.
41. Потерявшие любовь Божию требуют от церкви поставить на место Христа – государство и тем уничтожают государство.
42. У Бога в Книге Жизни, что лежит на Престоле Святой Живоначальной и Единосущной Троицы, Святой Дух начертывает подвиг провозвестия любви и веры каждого духовного вождя на особой странице, на фоне твердыни алтаря, устроенного его учениками и общиной верных учителю людей. Книга Жизни мне была открыта на странице с образом Архимандрита Иоанна Крестьянкина и его учеников. (Сновидение под праздник святой Пятидесятницы 2009 г.)
43. Уход души из тела – смерть тела, уход любви из души – смерть души. Смерть Церкви, государства, нации, семьи от человеков с мертвой душой, но деятельных внешне.
44. Франция была прекрасна своей любовью к Богоматери, Пресвятой Пречистой Преблагословенной Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Но при казни Людовика XVI 21 января 1793 года молодая мать омочила грудь в королевской крови и напоила свое дитя, тем повергнув Богоматерь в великую скорбь за народ. До сего дня жива память французов о тех проклятых днях. Путешествуя по Франции, я прочел на воротах виллы: «Мы никогда не были республиканцами». Двести с лишком лет французы работают над воскрешением любви.
45. Видел я любовь матери, своей молитвой воскресившую умирающую дочь. Она молилась по славянскому молитвослову, открывая для себя космос энергий святоотеческой любви.
46. Ревность превращает сердце из вертепа Богомладенца в пещеру злых гадов и ядовитых змей. Многие годы уходят на очищение сердца и восстановление прав любви.
47. Страшно слышать проклятия в адрес врагов. Ненависть к врагу, если ты не на поле брани, а в повседневной жизни, делает тебя похожим на врага через постоянное страстное о враге размышление. Ты становишься дурной копией своего врага, рискуешь потерять навсегда способность любить, заменив любовь на ненависть.
48. Критерием реального пребывания любви в сердце является понимание причины ненависти, злого отношения к тебе, а не сладкие мечты о мести.
49. В XXI веке каждый шестой житель планеты голодает и имеет опасность смерти от голода. Велика любовь, движимая духом наших предков, установившая необходимость соблюдения четырех постов в каждое время года. Вспомни об этом, когда начал вкушать пищу без аппетита, в раздражении на поваров, и будь благоразумен за столом.
50. Всемирно известный хореограф Игорь Моисеев пишет в мемуарах, что год от года все труднее находить красивых людей. Красота была в широком распространении в допотопном человечестве. Но оно потеряло любовь и красоту духа в упражнениях тела и стало органическим материалом для образования залежей нефтяных продуктов и газа. Богъ отвратился от людей, и пришли воды потопа, а за ним – новый Божий закон и новая история человечества. Ныне завершаются потоки нефти и газа, скоро будет другой мир и новый закон для людей. Эту мысль предчувствовал русский живописец Виктор Васнецов в картине «Три Царевны подземного царства», написанной в 1884 году.
51. На пути собирания душой сокровищ любви ничего так не отвлекает от дела, как цитаты слов и мелодий из минувшего жизненного опыта. Как тут не вспомнить Шерлока Холмса, который увещевал людей не превращать память в захламленный чердак.
52. Прошение о помиловании, составленное не по установленной законом форме, не рассматривается в суде. То же и молитва, движимая любовью, должна быть начертана без помарок памятозлобия.
53. Клеветник на Русскую историю, художник Илья Репин, закончил свою нелюбовную жизнь в эмиграции с отсохшей рукой, но в усердном стремлении стать чтецом и певцом в церкви, вернуть любовь.
54. Велика любовь древних греков к Отчизне: предателей они не хоронили в родной земле, а сжигали и прах бросали в море. Наша отечественная история усвоила этот урок сжигать предателей, но хоронить прах стали в стену забора или подвала в центре Москвы.
55. Живя в Париже, видел во сне покойного митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева). Красавец при жизни, во сне он явился в лохмотьях, с худой бородой, в окружении бесноватой толпы, сказал лишь одну фразу: «Если ты не простишь, у нас не будет будущего». Господи, яви нам, грешным, снисхождение и любовь!
56. Стремление жить по любви делает сердце мирным и рождает в душе тишину, что позволяет слышать предупреждение от бед и напастей, постигать опытно отеческое попечение Бога о нас.
57. Молитва человека, его дерзновенная любовь к созиданию – есть геологическая сила, изменившая облик земли. Но по сему поводу Императрица Екатерина Великая предупреждала: «Строительство паче пьянства».
58. Самолюбие – это любовь к телу с пренебрежением к душе.
59. В сердце человека духовно опытного вмещается любовь ко многим людям, и никому в этом сердце не тесно, никто никому не мешает. О таком сердце – русская сказка о крестьянской рукавице, которая стала прибежищем в беде для многих зверюшек, вмещая невместимое.
60. Если с любовью встречаешь человека, то уже в первые минуты знакомства он повествует о сокровенной боли души.
61. Никогда не позволяй людям безбожным окружить себя, ибо через них умирает любовь, и зло получает над тобой и близкими власть. Самое страшное на земле – проснуться утром и рядом не обрести любовь.
62. Безумным нужно назвать землепашца, который не стремится быть хлеборобом. То же в любовном отношении мужа к жене.
63. Богъ не судит за мысли, но за произнесенное слово. Человек, потерявший любовь, судит людей за мысли, пытаясь подслушать которые, губит собственную жизнь.
64. Язык любви – безмолвие.
65. Ребенок бывает счастлив, когда рождается не для пользы и славы родителей, а по любви.
66. Радиусы, устремляясь к центру окружности, становятся и ближе друг к другу. То же происходит с душами людей, реально стяжающих любовь ко Господу Богу. Но тогда встает вопрос о современных церковниках: к кому они устремлены, пребывая в непрестанной и взаимной вражде и неприятии друг друга?
67. Видел я, как юноша во время таинства Крещения, перед помазанием святым Миром, потерял сознание. Очнувшись, он сказал, что видел свет любви Божественной, от которой у него чуть было не остановилось сердце.
68. Видел я крепкого мужчину, искусного в единоборствах, во время тайносовершительной молитвы Венчания упавшего без чувств к великому смущению друзей жениха – во время медового месяца он без вести пропал.
69. Я пережил потрясение от общения с молодой девушкой – хрупкая фигура, она стояла спиной, потом повернулась – чудные, невыразимо печальные глаза. Но нижняя губа искажена раком до размера баклажана – мать прокляла ее в пятилетнем возрасте, имея ненависть к мужу и собираясь к любовнику. Господи, как велика сила слова матери! Слова материнской любви и гнева – как весомы они пред Тобою!
70. В столетний юбилей прославления преподобного Серафима Саровского видел я незабываемый сон: величественный Престол посреди высокого алтаря, и Евангелие горит на Престоле ярким пламенем. Я взял с Престола причастный плат, сложенный вчетверо, и погасил огонь, покрыв этим платом. В этот миг явился монах древнего образа и сказал: «Передай всем, что слова Серафима в точности сбудутся» и стал возвышаться. Я спросил его имя. «Схимонах Марк», – был ответ.
71. Тридцать лет назад в день святой Пасхи сердце подсказало мне поставить во главе Крестного Хода некрещеного молодого человека с запрестольным Крестом. Сегодня – это известный русский писатель, с любовью шествующий за Христом.
72. Недавно видел интервью с покойным академиком Борисом Раушенбахом, а за его спиной, в книжном шкафу – икона Богоматери «Знамение», которой я его благословил при знакомстве. И сердце возгорелось молитвенной любовью за его душу.
73. Покойный профессор Лев Гумилев сказал мне после освящения его московской квартиры: «Прошу Вас, всегда молитесь за моего отца, убиенного боярина Николая, но не за мать». На днях прочел книгу о Преподобном Николае Псковоезерском - схиепископе Нектарии (Гурьянове), которого знал при жизни, и узнал, что мать Льва Гумилева Анна Ахматова пользовалась его духовными советами и молитвой. Схиепископ Нектарий ее почитал, чем растворил мою немолитвенность и соединил семью Гумилевых в моем сердце.
74. Любовь Христова завещала нам помнить имя благоразумного разбойника, с Ним распятого. Имя ему – Дизмас. С великим смирением он встречает в Раю души всех умученных на земле за Христа исповедников любви.
75. Палица в облачении православного епископа символизирует меч Промысла Божия, ибо красота – есть меч в руках мудрого.
76. Наградное оружие на поле боя является не только средством защиты, но и предметом охоты. Любовь дает безмерно много, а мудрость принимает ровно столько, сколько способна защитить.
77. Чем больше золота, тем меньше любви. С начала 2009 года золото в странах Шенгенского соглашения стали продавать автоматы, как минеральную воду, в местах скопления людей. Золото утоляет жажду сластолюбия.
78. Потерявший любовь копит золото себе на погибель.
79. Безбожный начальник, презирающий людей, и тот пытается приобрести атрибуты Божественной жизни: быть непостижимым, самовластным, всеведущим, всемогущим. Но все суета, ибо нет любви.
80. Будущее человека творится молитвой любви, которая разделяет прихоти сердца и произволения ума, из которых ткется жизнь.
81. Осуждение равно убийству, ибо оба вытекают из подозрения и потери любви.
82. Не дерзай читать о реалиях Божественной любви, если не решил изменить жизнь.
83. Гибель государства от монахов, потерявших любовь к Богу и гордо выставляющих на показ свое богатство.
84. Потеря любви рождает страх, который делает тучной плоть.
85. Потерявшему любовь к Богу земля не плодоносит.
86. Вирус зла, наимельчайший бес, стремится убедить человека, его душу и тело, что он «свой»; сокрушить ограду души – любовь и расхитить любимые вещи, повредить растения и домашнюю живность, испортить детей и близких. На месте домов, где умерла любовь, растет крапива и полынь.
87. Орудие Промысла Божия – одухотворенная любовь.
88. Кого вчера любил, не считай сегодня злым, и будет тебе открыт свет следующего дня.
89. Любовь без правды умирает.
90. Любовь укрепляет чувство изящного юмора, который дает равновесие вещам.
91. Правда от человека, потерявшего любовь, – смертоносный яд.
92. Искренность любви познается равнодушием к клевете.
93. Принимающий дары без любви, принимает и грехи одаривающего.
94. Ничто так не заставляет дорожить любовью, как понимание неизбежности болезни и смерти любимого.
95. Душа духовного человека знает только один страх – боязнь умалить любимого.
96. Признак человека, неспособного на любовь, – злопамятность.
97. Любовь сотворила отроковицу Деву Марию иконой Всемогущего Бога.
98. Потерявший любовь и не усиливающийся возвратить ее, готовит себе в будущем страшные испытания.
99. Причина болезней тела – есть потеря любви, диеты и тишины.
100. Высокое искусство любви помогает душе безболезненно разлучаться с телом.

Благодарю Господа Бога за общение с духовным богатырем, защитником Святого Православия и Псково-Печерской обители от безбожных властей, духоносным пастырем, фронтовиком и великим патриотом Русской Земли - Архимандритом Алипием (Вороновым). Архимандрит Алипий был иконописцем Пресвятой Пречистой Преблагословенной Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Девы Марии, Ее верным служителем и духовным певцом. В среду сырной седмицы, 12 марта 1975 года, я стал свидетелем его праведной кончины. В начале 3 часа утра я сквозь сон услышал пронзительные слова: «Пречистая грядёт, принять на Свои Руки, душу праведную!».
Через несколько минут Архидиакон Нафанаил сообщил: «Отец Алипий почил!». Наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Алипий перед смертью молил Пречистую Богородицу сохранить Святую обитель и братию: «После меня в обители будет бесчинствовать 13 лет разрушитель».

Получив Благословение от Архимандрита Алипия быть пастухом монастырского стада как прообраз пастырского служения, я полюбил труд пастуха как хождение перед лицом неба, до переживания прозрачности души - от красоты земли, кустов, тёплых гранитных валунов на пастбище и чтения Псалтири.

Однажды Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) встретил меня у арки Братского корпуса, ведущей на хозяйственный двор обители - я шёл с пастушеским посохом в руках, и сказал: «Сегодня пасёшь бессловесных, а завтра будешь пасти словесных», достал золотой нательный крестик и попросил передать его супруге - матушке Валентине Николаевне.
В честь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и по его благословению наш третий сын был назван Иоанном. Он пошел по стопам своего деда Анатолия Алексеевича и стал специалистом в атомной энергетике.

В субботу 18 февраля 1978 года, в день празднования иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Воскресенском храме, что в Брюсовым переулке в Москве, архиепископ Волоколамский Питирим рукоположил меня в сан Диакона, а в воскресенье 26 февраля 1978 года хиротонисал во Пресвитеры ко храму Преображения Господня села Спас Волоколамского благочиния Московской Епархии. Обращаясь к прихожанам Преображенского храма, архиепископ Питирим со слезами в голосе сказал: «Отдаю вам своего любимого ученика». Во время хиротонии во Пресвитера Владыка Питирим возложил на меня памятный серебряный наперсный крест, изготовленный ко Дню Коронации Святого Мученика Царя Николая 14/27 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля, и сказал мне: «Дослужишь до глубокой старости - голову в митре, с трудом держать будешь».

В Служебнике Преосвященный Питирим написал: «Всечестному Иерею Божию, дорогому отцу Алексию Анатольевичу Аверьянову, в Благословение на долгое доброе пастырское служение Святой Церкви. Не забывай, дорогой отец, данных тебе в назидание слов Святого Апостола Павла – “Довольно с тебя благодати Моей, сила Моя в немощи совершается”, и Господь да будет с тобой».

После литургии, за которой молилась моя семья, в церковном доме был подан обед, во время которого мой отец Анатолий Алексеевич Аверьянов вспоминал о своих переживаниях в первую ночь Великой Отечественной Войны 22 июня 1941 года. Он рассказал присутствующим свой сон: «Солнце, широкое пшеничное поле и навстречу идёт Русский священник в золотых ризах, и Голос свыше – “Это твой сын, он родится после войны”».

Так началось моё пастырское служение-странствие, и, надеясь на снисходительное отношение моих читателей и друзей, я предлагаю собрание своих проповедей с упованием, что они послужат к укреплению Православной Веры и Миродержавной Силы Русской Земли.

Протопресвитер Алексий Анатольевич Аверьянов,
Настоятель первых в России, храма святых Царственных Мучеников в Подольске
и храма Рождества Николая Чудотворца на Пресне в Москве.

4/17 июня 2018 года,
день всех Преподобных Отцов
во Святой Горе Афонской просиявших.
Город Подольск