Славянский Двор

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Преподобного Никандра Псковского

Неделя 19-я по Пятидесятнице.
Преподобного Никандра Псковского

Посвящаю Матушке Валентине Аверьяновой,
с благодарностью за 48 лет счастливой семейной жизни!

  Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всех вас, дорогие братия и сестры, я сердечно приветствую, поздравляю с воскресным днём и памятью святой Равноапостольной Феклы и преподобного Никандра, Псковского пустынножителя.
Я хочу сегодня обратить ваше внимание, дорогие братия и сестры, на подвиги преподобного Никандра, мною от юности горячо любимого русского святого. Преподобный Никандр, в святом Крещении Никон, родился в 1507 году в селе Виделебье и был земляком святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги. Родился он в благочестивой семье Филиппа и Анастасии, во времена правления Великого Князя Московского и всея Руси Василия III Рюриковича (1505 – 1533), отца святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Великого Князя Московского Василия III Рюриковича, собирателя и строителя Русской Земли, европейские государи величали Императором Русов, и молва о его благочестии и ратной доблести дошла даже до Индии. 

Это была эпоха, когда и в княжеском тереме, и в избе сельского труженика одинаково почиталось стремление человека к подражанию Христу Спасителю – собиранию богатства бессмертной души, что считалось главной ценностью жизни.
Преподобный Никандр от юности стремился быть исполнителем Божественных заповедей – он искал пути ко спасению, тщательно исследовал Священное Писание и Свято-Отеческое Предание, искал собеседников среди опытных носителей благочестия и обрёл духовных друзей в лице купца Филиппа и Богочтеца Федора Ситника. Много лет преподобный Никандр слышал о сакральном острове, возвышающемся среди непроходимых порховских болот, близ реки Демьянки, со священным могучим дубом, двумя таинственными камнями и святыми источниками, которые из глубокой древности почитались Славянами Восточной Европы. После смерти отца, принятия монашеского пострига матерью и ее кончины, преподобный Никандр пришел в храм Божий и проникновенно молил Господа Бога благословить ему это сакральное место для спасительной жизни.

Во время его молитвы из алтаря Господня раздался Божественный Голос, который ему повелел: «Никон, Никон, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым Фёдором, там спасёшься, а после тебя там многие обрящут спасение».
Преподобный Никандр поселился близ этого священного дуба, а под его ветвями он построил хибарку, в которой принимал паломников для назидания и исцеления.
В 1581 году, во время нашествия польского войска во главе со Стефаном Баторием на Псковскую землю, преподобный Никандр почил о Бозе и был временно похоронен под священным дубом своим соратником, диаконом Петром.
Прошу вас, дорогие братья и сестры, обратить внимание на святыни этого болотного острова – на могучий многовековой дуб, который почитался у Древних Славян как символ Рода, являлся моделью трёхчастной Вселенной, обозначал связь между землей и небом, был прообразом храма и олицетворял мужское творческое начало во Вселенной.  Явление Бога, в Святой Троице славимого, при дубраве Мамре сотворило из дуба священное дерево. Нам хорошо известна древняя Русская притча о том, что Иуда Искариотский накинул свою самоубийственную петлю на ветвь дуба, но, благословением Божиим, ветви наклонились до земли – благородный дуб не позволил себя осквернить позорной смертью предателя.
Напомню, что в нашем храме пребывает скромная икона Святой Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба, которую мы с вами износим для поклонения в День Святой Пятидесятницы.
Многолетний подвиг благочестия Преподобного Никандра, Псковского пустынножителя, сотворил из этого священного дуба – новый и живой храм Духа Всесвятого Божия, в котором болящие душой и телом Русские люди, в тяжелое время польско-немецкой и венгерской интервенции получали исцеление и вдохновение для борьбы за свободу Родины.

На болотном острове Преподобного Никандра были чтимые Древними Славянами источники-ключи живой и мертвой целебной воды, которые имели силу уносить людскую хворь.
Древние Славяне называли источники вод – «глазами матери», что символизировало великую плодородную силу воды, мощь женского характера – девы и матери; стихия воды прообразовала Новую Эру Младенца и Девы.
Напомню, что на стенах древних египетских храмов, на фоне Великого Нила, изображали Деву с Младенцем на ослике, это изображение тщательно копировали, но никто из жрецов не знал смысла этого начертания.
Но нам с вами хорошо известны пути маршрута эмиграции Святого Семейства в Египет, а апокрифическое Евангелие Псевдо-Матфея говорит о службе деревьев и растений Богомладенцу Иисусу Христу, за что они получали благословение Пресвятой Богородицы и различные полезные свойства. Но были и растения, которые цеплялись за одежду Святых Беглецов в попытке выдать их шпионам Царя Ирода.

Вода изменяет судьбу человека, об этом узнал и поведал всему миру Святой Царь и Пророк Давид, когда увидел в купальне соседнего сада неземную красоту Бат-Шуа – Вирсавии в библейской этимологии, которая происходила из Хеттской аристократической семьи. А Хетты, по мнению великого М. В. Ломоносова, «были в единоплеменстве со Славянами». Глядя на Царя Давида можно задать вопрос: «Кто способен устоять перед красотой и умом Славянской Женщины?».
После написания Псалтири Царь Давид испытал наличие Божественного Благословения на его Книге, отпустив ее по течению вод; Псалтирь не утонула и не уплыла – Святой Царь и Пророк Давид возвратился в мирную совесть: вода принесла искушение, но вода и возвратила душу Святому Царю, но с новой судьбой и новой жизнью. Всемогущий Богъ явил Царю Давиду свою новую милость, а нам – Псалтирь. Царь Давид выиграл свою битву у Калинового Моста, как говорили во времена нашей Славянской старины, что означало, битву со своими грехами, битву за Богомзданную Личность! Как выиграл битву и наш замечательный современник у «Красной Калины» за свою собственную душу – В. М. Шукшин.

На болотном острове Преподобного Никандра были также и два таинственных камня. Один камень именовался «Следок». Это был плоский валун с отпечатком женской стопы, который, по преданию, усваивался явлению Пресвятой Богородицы.
Другой из камней назывался «Возглавица» – это был каменный брус, весом 38 фунтов (15 кг 200 грамм), состоял из двух частей и был соединён кованой железной полосой. Впоследствии камень хранился на паперти Благовещенской церкви и участвовал в праздничных Крестных ходах, но по приказу Преосвященного Феофана (Прокоповича, 1681 – 1736 ), который с 1718 года стал Псковским епископом, камень был вывезен в Санкт-Петербург и оставлен в помещении Святейшего Синода.
Напомню, что протоиерей Георгий Флоровский характеризует преосвященного Феофана Прокоповича, как человека «жуткого и нечестного», но талантливого царедворца, который последовательно разрушал старый московский духовный уклад.
Эти камни, по преданию, помогали бесплодным супружеским парам.  Осенью 1988 года, я со своим незабвенным другом, Иеромонахом Рафаилом (Огородниковым), Крестным отцом моей младшей дочери Анастасии, посетил разрушенную и осквернённую Никандрову Пустынь, где мы вкусили воды из источника Преподобного Никандра. После вкушения воды я и отец Рафаил одновременно заболели ангиной с тяжелыми осложнениями, простите, гнойным абсцессом, который меня поставил на грань жизни и смерти, при бездеятельности участкового врача. Но благодаря вмешательству Матушки Валентины и замечательного доктора Инны Петровны Чкаловой, снохи прославленного летчика В. П. Чкалова, меня прооперировала доктор Неонила Александровна Шелиговская и спасла мне жизнь.

Болезнь дала мне возможность переосмыслить свою жизнь, служение и начать новый этап борьбы за свободу Церкви и возвращение Русской Зарубежной Церкви на Родину.
Иеромонах Рафаил (Огородников) также очень изменился после своей болезни, но ушёл из этой жизни почти год спустя. Подвиг преподобного Никандра, Псковского пустынножителя, открывает для нас непреложную истину – Центром Русской Цивилизации является живая душа Праведника, то есть человека, который устремлён к исполнению Божиих заповедей от чистого сердца. Такого человека особо бережёт Господь, хранит Благодать Духа Святаго и всех тех людей, которые лепятся к этому подвижнику благочестия, что лежит в основании строительства и жизни нашей Родины.

В настоящее время в Никандровой Пустыни три храма – Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь Иконы Богородицы «Взыскание погибших» и Святых Царственных Мучеников. Завершая настоящее Богослужение, я хочу поблагодарить всех вас, дорогие братья и сестры, за молитву, а Олега и Ирину Волиных – за помощь, которую они нам с Матушкой Валентиной оказали, взяв на себя расходы за наше лечение.
Благодарю также отца Протодиакона Алексия Аверьянова, нашего неутомимого проповедника и помощника, которому я хочу передать особый подарок от твоего Крестного отца митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева). Это ложечка с датами рождения и смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). 9 ноября 1977 года, в день столетия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, архиепископ Волоколамский Питирим совершал Литургию в храме Воскресения Словущего, что в Брюсовом переулке в Москве, я в тот период был его Иподиаконом. После «Отче наш» я и мой старший сын Алексей, тогда трехлетний отрок, причащались в Святом Алтаре и после Благодарственных молитв, Архиепископ Питирим подарил Алёше эту ложечку, с просьбой помнить Патриарха Алексия и пожелал нам дожить до Патриаршего возраста, чего и вам всем желаю. Аминь. 

 Протопресвитер Алексий Аверьянов